В Эмиратах тепло, но погоды в белорусской экономике это не делает
Лукашенко провел в ОАЭ почти две недели. Это, похоже, самый продолжительный рабочий визит в истории.
Несмотря на свою продолжительность, очередная поездка Александра Лукашенко в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) вряд ли приведет к прорыву в экономическом взаимодействии.
Самое долгое пребывание белорусского президента вне пределов возглавляемого им государства наконец завершилось. 6 ноября Лукашенко вернулся в Минск из ОАЭ, где находился, по неофициальным данным, с 25 октября.
Встречи ради галочки?
Оппоненты, как водится, не преминули подвергнуть это обстоятельство критике: дескать, визит был назван рабочим, а в итоге почти за две недели состоялась всего пара деловых встреч с местными официальными лицами.
Можно, разумеется, приплюсовать сюда переговоры с также посетившим ОАЭ украинским коллегой Петром Порошенко, хотя, как представляется, острой необходимости дожидаться того в Абу-Даби не было. По крайней мере, перечень обсуждавшихся вопросов о срочности не свидетельствовал. Соответственно, это рандеву вполне могло состояться где-нибудь поближе. Скажем, в Гомеле во время предстоящего в недалеком будущем первого форума регионов Беларуси и Украины.
При этом в ответ на критику из уст оппонентов сторонники Лукашенко могут заметить, что конституция гарантирует каждому гражданину право на отдых, не оговаривая, где это право осуществлять. А если при этом заниматься еще и полезными делами, то такой подход вообще следует только приветствовать.
Цифры пляшут и не особо впечатляют
О конкретных достижениях в рамках деловой составляющей визита судить в полной мере, естественно, преждевременно. Точно известно лишь, что белорусский Банк развития и Фонд развития предпринимательства имени Халифы подписали кредитное соглашение, по которому последний предоставит первому около 25 млн долларов на развитие частной инициативы, инновации, региональные проекты и создание в нашей стране новых рабочих мест. Не слишком густо, но лучше, чем ничего.
В остальном же все — больше на уровне протокола о намерениях. В частности на встрече с наследным принцем Абу-Даби шейхом Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном стороны договорились проработать «варианты еще нескольких мощных проектов, которые еще более тесно экономически свяжут два государства».
Здесь определенные вопросы вызывает слово «еще», так как ныне говорить о наличии обширных экономических связей довольно проблематично.
В последние годы объем торгового оборота Беларуси с Эмиратами опускался до 25 млн долларов, затем поднимался до 70 млн и снова сокращался до 30 млн. При этом сальдо для нашей страны то падало в минус на 7 млн, то вырастало до плюс 50 млн. И хотя в нынешнем году двусторонняя торговля снова растет (за восемь месяцев товарооборот составил 55,2 млн долларов, в том числе наш экспорт — 44,8 млн), говорить об установившейся тенденции явно преждевременно.
Во-первых, масштабы в любом случае не впечатляют. По крайней мере, достичь в ближайшем будущем продекларированной белорусским руководством цели — товарооборота в полмиллиарда долларов — наверняка нереально. Особенно если учесть, что ОАЭ — богатая страна с открытым рынком, где белорусской продукции конкурировать с мировыми брендами очень тяжело.
Во-вторых, такие колебания свидетельствуют не о стабильности взаимной торговли, а, напротив, о присутствии в ней определенной конъюнктурности.
Известно, в частности, что время от времени шейхи заказывали как в своих личных (в том числе для обслуживания соколиной охоты и перевозки гарема), так и в государственных целях продукцию Минского завода колесных тягачей.
Например, в 2007 году после официального визита Лукашенко в ОАЭ был заключен контракт на поставку туда танковозов почти на 300 миллионов долларов. И хотя выполнялся он в течение нескольких лет, понятно, что в тот период объемы торговли были существенно повыше. Скорее всего, белорусское руководство было бы не прочь и сейчас повторить этот успех.
Инвестиции идут, но не льются рекой
Очевидно также, что официальный Минск очень рассчитывает на ближневосточные инвестиции. И не без оснований. О возможностях ОАЭ говорит тот факт, что общий объем их заграничных вложений — под 80 млрд долларов.
Кое-что перепадает и нашей стране. Более того, наблюдается даже некоторый рост: если за весь прошлый год из Эмиратов в реальный и банковский сектор Беларуси поступило 10 млн долларов прямых инвестиций на чистой основе, то за шесть месяцев нынешнего — уже 11,6 млн.
Но при этом показатели весьма скромны на фоне даже заметно сократившейся в прошлом году общей суммы инвестиционных поступлений в Беларусь — 1,3 млрд долларов.
К тому же, как показывает практика, вкладываются средства арабского мира преимущественно в индустрию развлечений и сферу услуг. Так, в конце минувшего года компания из Эмиратов KPI Development получила под застройку участок в центре Минска, где раньше были 2-я городская больница и выставочный комплекс «БелЭкспо».
То же характерно и для сотрудничества и с другими нефтяными монархиями Персидского залива. Нельзя, безусловно, отрицать, что определенный эффект оно дает, но при этом погоды в белорусской экономике не делает.
Обсудим?