Рак груди. Вовремя обнаружить, чтобы выжить

Рак молочной железы, выявленный в первой стадии, излечивается почти в 100% случаев. Однако далеко не все заболевшие оказываются в руках врача на ранней стадии, а это значительно снижает шансы на выздоровление.

 

Более 20% случаев рака груди выявляется в поздней стадии

Владимир Караник «Основная проблема — это проблема ранней диагностики. Чем раньше женщина обратилась к нам, тем больше шансов у нее выздороветь и жить дальше с минимальными последствиями для здоровья, — сказал главный врач Минского городского клинического онкологического диспансера (МГКОД) Владимир Караник на пресс-конференции 5 октября. — За последние пять лет ситуация улучшилась, так как проведена большая работа по обучению врачей первичного звена в части онкологической настороженности, а также улучшена база первичного звена. В Минске есть 12 мест, где можно выполнить маммографию».

В Советском районе столицы с 2012 года реализуется пилотный проект по скринингу рака молочной железы. Обследование, согласно критериям Международного агентства исследований рака, в добровольном порядке проходят женщины в возрасте 50-69 лет.

В ближайшее время проект завершится. Однако уже сейчас для медиков очевидна необходимость проведения скрининга, начиная с 45 лет. Кроме того, женщины в возрасте 45+ должны сами осознавать необходимость периодического прохождения процедуры маммографии. Для этого надо обратиться к врачу-гинекологу в своей поликлинике за направлением или найти платную услугу.

Рак груди лечится значительно лучше в ранней стадии. При этом онкологи очень осторожно употребляют словосочетание «вылечился от рака». Считается, что если человек, перенесший рак, проживает пять лет, вероятность того, что он будет жить дальше, очень высока, а угроза рецидива резко сокращается.

Пятилетняя выживаемость при раке молочной железы в Минске составляет 75% от заболевших: в первой стадии — почти 100%, во второй — 90%. Однако если рак груди выявляется в третьей стадии, выживаемость снижается до 60%, а в четвертой — и вовсе до 13,8%.

За последние пять лет процент выявляемости рака молочной железы на ранних стадиях вырос с 68% до 76%. И это отличный показатель, ведь каждый такой случай — это чья-то жизнь.

Виктор Кондратович
Как считает заместитель главного врача по хирургии Минского городского клинического онкологического диспансера Виктор Кондратович, более 20% случаев выявления рака молочной железы в поздней стадии — это достаточно большой процент:

«Меры, которые принимаются в учреждениях здравоохранения, это очень хорошо. Однако нельзя снимать ответственность как с медицинских работников первичного звена, непосредственно контактирующих с женщинами, так и с них самих. Мы настоятельно рекомендуем проводить сеансы самообследования».

 

Если рак наследственный

Около 8% случаев рака груди у жительниц Минска — наследственные и возникают у женщин из семей, где было несколько случаев рака молочной железы среди кровных родственников в нескольких поколениях — у бабушки, матери и дочери. В таких семьях заболевание возникало у родственниц в относительно молодом возрасте — до 55 лет.

Информация проверяется по канцеррегистру, который в Беларуси ведется с середины 70-х годов прошлого века. Если отягощенность семейного анамнеза раком груди подтверждается, женщинам предлагают сдать анализ крови на мутации генов BRCA1 и BRCA2. В данном случае анализ проводится бесплатно, а в случае если анализ делают по желанию женщины — платно.

При мутации генов BRCA1 и BRCA2 есть высокий риск возникновения не только рака груди, но и рака яичников. В таком случае рак нельзя предупредить, но можно выявить на ранней стадии и вылечить, поэтому такие женщины берутся под диспансерное наблюдение.

Второй вариант — подкожная мастэктомия — операция, которую делали известной американской актрисе Анджелине Джоли. Она решилась на этот шаг после того, как узнала, что является носителем ракового гена BRCA1 и находится в группе повышенного риска развития рака. У Джоли от рака груди умерла мать. Врачи пришли к выводу, что риск заболевания актрисы раком молочной железы составляет 87%, а раком яичников — 50%.

Embed from Getty Images

 

В Минске ежегодно проводится до 10 подкожных мастэктомий женщинам с высоким риском заболеть раком груди. Сохраняется кожа, сосок, а удаляется внутренняя ткань молочной железы. Устанавливается протез, в результате грудь выглядит так, что нельзя догадаться, что женщина пережила операцию.

Однако исключить возникновение рака нельзя и в данном случае, так как железистая ткань, в которой образуется рак, все-таки остается.

«Женщина находится в полной уверенности, что у нее все удалили, и опухоли быть не может. И обращается к врачам уже с запущенным раком молочной железы. Кроме того, не бывает абсолютно безопасных операций, всегда есть риск каких-то осложнений», — отметил Владимир Караник.

В Минском городском клиническом онкодиспансере ежегодно более тысячи женщин получают хирургическое лечение. Причем пять лет назад количество сохранных операций было очень небольшим. Теперь же треть операций при раке молочной железы проходит с восстановлением груди, отметил Виктор Кондратович.

«Женщина уходит от нас косметически здоровой. Это очень важно в социальном аспекте, хотя на продолжительность жизни не оказывает никакого влияния. Женщины до 60 лет, как правило, хотят, чтобы была сохранена форма молочной железы», — сказал он.

Врачи предлагают разные варианты — например, восстановление внешнего вида груди с использованием собственных мягких тканей или протезирование.

Протезирование проводится в момент операции по удалению опухоли в молочной железе. В некоторых случаях женщинам предлагают делать восстановительную операцию через некоторое время после лечебной — как правило, через полгода.

Ежегодно из тысячи женщин, которым в МГКОД удаляют опухоль груди, реконструктивную операцию делают примерно 350, в том числе около 180 женщин используют имплант. Такие операции относятся не к косметической хирургии, а к хирургической реабилитации.

Сама операция проводится бесплатно, но импланты приобретаются за счет пациента — в среднем около 700 долларов на одну грудь. Белорусских протезов нет, используются импортные. В МГКОД заключены договоры с поставщиками, поэтому женщинам не нужно импланты где-то искать — они подбираются на месте по виду, форме и размеру. Это также позволяет экономить на цене.

Отвечая на вопрос, считает ли он необходимым внести протез груди в список технических средств для реабилитации, которые оплачивает государство, Владимир Караник сказал, что в большинстве стран импланты государство не оплачивает, и их стоимость возмещается далеко не каждой страховкой.

 

Минский диспансер активно закупает новое оборудование

Владимир Караник подчеркнул, что в Минском онкологическом диспансере лечат рак груди современными методами, включая хирургическое вмешательство, химио- и лучевую терапию.

Диспансер активно реконструируется, на это выделено 153 млн долларов. Большинство денег идет не на стены, а на оборудование.

В следующем году откроется корпус ядерной медицины. Времена, когда из Минска больные раком стремились попасть в РНПЦ онкологии в Боровлянах, прошли, сказал Караник.

В Минске также всё хорошо с кадрами — диспансер полностью укомплектован. 

  


  • Petr Ermakov
    Будет ли побежден рак? По данным информационной космической диагностики ИКД (статьи приведены на сайте diagtor.com.ua) рак уже побежден. ИКД рак лечится в течение 3 дней, сотни больных с разными видами рака вылечены 100%. Однако болезнь рака будет распространятся и далее и количество больных будет возрастать. В чем причина такого положения? ИКД рак диагностируется по фото больного, устанавливается причина, даются рекомендации лечения с помощью натуральных пищевых продуктов. Однако это касается только возможностей ИКД. В целом мировая медицина диагностику рака проводит долго, дорого и неточно. Далее врач назначает технологии лечения абсолютно неэффективные - это облучение, химия, операции, использование стволовых клеток и ген и т.д. Другого пути в официальной медицины нет и врачи упорно поддерживают эти неэффективные технологии потому, что другого пути у них нет. Ермаков П П, профессор