Андрей Бондаренко создал новую правозащитную организацию

Она является правопреемницей ликвидированной властями «Платформы».

Известный белорусский правозащитник Андрей Бондаренко создал новую правозащитную организацию — правопреемницу ликвидированной властями «Платформы».

Новое объединение зарегистрировано как информационное учреждение «Нью Платформ Инновейшн», им руководит сам Андрей Бондаренко. Как и «Платформа», организация будет заниматься проблемой соблюдения прав человека в местах лишения свободы. 27 июля должен начать работу официальный сайт учреждения: platformabelarus.com.

В беседе с корреспондентом БелаПАН Бондаренко сообщил, что пытался зарегистрировать новую правозащитную организацию сразу после освобождения (31 марта этого года). После нескольких безуспешных попыток сделать это в Минске учреждение удалось зарегистрировать 30 июня в Гомеле, причем на стороннее лицо.

«После мы переоформили учреждение на меня. Де-юре оно по-прежнему зарегистрировано в Гомеле, но мы уже уведомили регистрирующий орган, что теперь мы находимся в офисе на улице Веры Хоружей в Минске. Официального ответа о перерегистрации по новому юридическому адресу пока не получили», — рассказал Бондаренко.

По его словам, помимо защиты прав заключенных «Нью Платформ Инновейшн» планирует активно работать над проектом «Гражданский контроль». Речь идет о «мониторинге соблюдения прав граждан в регионах, выявление фактов коррупции, бесхозяйственности, преследования лиц».

«Если подобные факты будут выплывать в Минске, мы также будем этим заниматься, но основной упор будет сделан именно на регионы — туда редко добираются какие-то политические структуры, а правозащитники, как правило, базируются в крупных городах и иногда оставляют без внимания регионы, где факты нарушения прав человека порой просто вопиющие», — отметил Бондаренко.

«Мы будем стремиться работать со всеми правозащитниками, чтобы правозащитное сообщество было монолитным, представляло единые интересы наших граждан», — сказал он.

«Но мы однозначно не будем сотрудничать с фейковыми правозащитными организациями, которые созданы, чтобы вуалировать проблемы, существующие, в первую очередь, в местах лишения свободы, и создавать иллюзию того, что в Беларуси все хорошо, перед международными организациями. Мы не просто не будем с ними сотрудничать, но и поднимем вопрос о том, что подобные организации просто не имеют права на существование», — добавил Бондаренко.

Бондаренко также высказал мнение, что для Беларуси актуально создание ассоциации средних и малых правозащитных организаций в противовес крупным.

Сам Бондаренко относится к этой идее «очень аккуратно», поскольку не хочет стать инициатором «раскола в правозащитном сообществе». В то же время, по словам Бондаренко, многие решения известных и авторитетных правозащитных организаций Беларуси сегодня «не находят поддержки достаточно большого количества других правозащитных структур и часто вызывают нарекания представителей гражданского общества и политических партий».

«Каждая правозащитная организация имеет право голоса, — подчеркнул он. — Если принимается решение, например, о признании или непризнании кого-либо политзаключенным, то необходимо прислушиваться к мнению других правозащитных структур. В спорных вопросах, когда возникает ряд противоречий во мнениях, нужно глубже разбираться в каждом конкретном случае, тщательнее вникать в материалы уголовного дела, анализировать происходящие вокруг события, чего сейчас не делается. И только после этого можно выносить решение, которое бы отражало мнение большинства, а не небольшого количества правозащитников с лобби на международном уровне».

В качестве примера Бондаренко привел резонансное «дело патриотов», фигурантов которого признал политзаключенными ряд правозащитников, но не авторитетный правозащитный центр «Весна» (закрыт властями в 2003 году). По мнению Бондаренко, «своеобразное бездействие «Весны» в некоторой степени способствовало давлению на обвиняемых», позволило властям «отнестись к ним как к обычным преступникам». Хотя «было совершенно очевидно, что у властей был абсолютно конкретный политический мотив», добавил правозащитник.

«Если пул крупных правозащитных объединений во главе с «Весной» и дальше будет полностью игнорировать мнение других организаций, если принимаемые ими решения будут противоречить международным принципам, в том числе критериям определения политзаключенных в Беларуси, то мы будем вынуждены активнее работать над созданием ассоциации средних и малых правозащитных структур», — заявил Бондаренко.

«Мы сделаем это, чтобы выработать механизм донесения до европейских структур нашей позиции, если она отличается от позиции «Весны», Белорусского Хельсинкского комитета, «Солидарности» и других крупных организаций», — пояснил он.

Андрей Бондаренко — создатель и бывший руководитель информационно-просветительского учреждения «Платформа», которое было ликвидировано белорусскими властями, а также культурно-просветительского учреждения «Платформ инновейшн», закрытого бывшими коллегами правозащитника после того, как он был осужден.

12 августа 2014 года суд признал Бондаренко виновным в хулиганстве и приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Позднее в связи с амнистией срок был сокращен до трех лет.

Бондаренко убежден, что его спровоцировали на конфликты, чтобы посадить в тюрьму и закрыть «Платформ инновейшн». При этом он признает свою вину в том, что был неосторожен и позволил втянуть себя в инцидент.

 


  • Бондаренко убежден, что его спровоцировали на конфликты, чтобы посадить в тюрьму и закрыть «Платформ инновейшн». Если я правильно понял, возражений не будет, если какой ОМОН свои действия на какой Плошчы объяснит аналогично?
  • Анатолий Дрыгин
    Название придумали его хозяева. Кто платит деньги, тот и заказывает..............
  • Название придумали его хозяева. Кто платит деньги, тот и заказывает..............