Родным исчезнувших политиков 18 лет сообщают, что следствие продлено
Независимый юрист считает, что точку в этих уголовных делах можно будет поставить только после смены власти в стране.
Точка в делах исчезнувших политиков Виктора Гончара, Юрия Захаренко, журналиста Дмитрия Завадского и бизнесмена Александра Красовского «будет поставлена только после смены власти в стране». Об этом БелаПАН заявил юрист РОО «Белорусский Хельсинкский комитет» (БХК) Гарри Погоняйло.
Генерал Юрий Захаренко пропал при невыясненных обстоятельствах 7 мая 1999 года в центре Минска. Уйдя в оппозицию, в 1998 году он возглавил комитет по безопасности «теневого» правительства. Весной 1999 года активно участвовал в организованной оппозицией кампании по выборам президента. Вошел в команду экс-премьера Михаила Чигиря, ездил по стране, организовывал группы по сбору подписей.
16 сентября этого же года бесследно исчезли оппозиционный политик Виктор Гончар и бизнесмен Анатолий Красовский. Представители оппозиции, родные пропавших и международная общественность считают, что они были похищены по политическим мотивам, и подозревают в причастности к этому преступлению высших должностных лиц страны.
В 2000 году в Беларуси бесследно исчез телеоператор Дмитрий Завадский. В 1994—1997 годах он работал в операторском пуле Александра Лукашенко, затем перешел на Общественное российское телевидение (сейчас Первый канал). Рано утром 7 июля Завадский выехал из дому в национальный аэропорт Минск. С тех пор оператора никто не видел. Его автомобиль был обнаружен в аэропорту.
«Дело Захаренко, Красовского и Гончара продолжают расследовать, извещают признанных потерпевшими по делу родственников о том, что следствие продлено. И длится это уже восемнадцатый год. Что касается дела Дмитрия Завадского, то оно приостановлено с 2006 года. Приостановление производства по делу считаю незаконным. Следствие указало только одно основание для приостановления дела, а именно, что не обнаружен труп за длительное время следствия. Но есть и другое основание, в соответствии с которым дело необходимо продлевать. Это неустановление тех, кто убил Диму Завадского. Известные фигуранты дела Игнатович и Малик осуждены только за похищение Завадского и лишение его свободы. Что произошло с Димой дальше, следствие не пытается выяснить на протяжении многих лет», — сказал Гарри Погоняйло.
Что касается Гончара, Красовского, Захаренко, по информации правозащитника, в их отношении не ведутся никакие следственные действия с 2001 года. «Я об этом ответственно заявляю. Если бы проводились какие-то следственные действия, за это время можно было что-то накопать. С учетом того, что эти дела имеют большое резонансное значение для общества, политическое значение для государства и его престижа, органы следствия и прокуратура обязательно бы систематически информировали о том, что сделано и каковы результаты расследования», — подчеркнул он.
Дело закрывать нельзя, заявил Погоняйло, называя в качестве подозреваемых в том числе высших должностных лиц государства. «Это политически мотивированно совершенное преступление не дает мне возможности расследовать дело нормально. Но это же и подтверждает ситуацию политически мотивированного исчезновения, организаторами и вдохновителями, а также исполнителями которого были эти лица», — сказал он.
«В том и состоит парадокс и наша надежда, что виновные сядут на скамью подсудимых. Пока не обнаружены исчезнувшие (президент говорит, что там-то якобы видели того же Захаренко в Германии или еще где), пока не будут обнаружены трупы этих людей или пока не будут установлены виновные, которые признаются в совершении этих преступлений (даже если они трупы уничтожили в серной кислоте и так далее), точка не будет поставлена. Точку в делах можно будет поставить только тогда, когда появится описание, при каких обстоятельствах совершено похищение и убийство, набор доказательств, которые можно признать достаточными и убедительными, достоверными, что позволит суду действительно привлечь к уголовной ответственности виновных людей. Даже наш не очень корректный закон не позволяет поставить точку и закрыть эти дела», — сказал юрист.
«Думаю, как только сменится нынешняя власть, двух недель — месяца будет достаточно, чтобы следствие в установленном процессуальном порядке закрепило все сведения, которые уже сегодня известны, и допросило ряд фигурантов, а также дало возможность ознакомиться с материалами дела. А в суде уже будет дана оценка доказательств», — заявил Погоняйло.
Обсудим?