Государство будет бизнес штрафами не наказывать, а стимулировать
В адрес правительства уже поступило несколько поручений из Администрации президента и от премьер-министра заняться Кодексом об административных правонарушениях...
В стимулировании развитие бизнеса в Беларуси нынче высказывает заинтересованность даже Генеральная прокуратура. На прошедшей в Минске Республиканской ассамблее деловых кругов генеральный прокурор Григорий Василевич заявил о намерении «совершенствовать административный кодекс».
«Штрафы не должны быть разорительными. Они должны носить стимулирующий характер, чтобы нарушитель, почувствовав меру воздействия, в дальнейшем нарушений не допускал. В противном случае мы будем разрушать наработанные экономические отношения, банкротить чью-то деятельность, и потом, пока новый субъект войдет в те же отношения, будут, по сути, те же грабли. Нам на эти грабли нельзя наступать», — заявил генпрокурор.
О то, что размеры штрафов часто не соответствуют тяжести совершенного правонарушения, бизнес долдонит властям последние несколько лет. И все это время государство время от времени одобрительными кивками демонстрировало согласие с жесткостью применяемых санкций. В 2007 году, например, с участием научно-исследовательского института Минэкономики проводилась работа по определению методологии применения экономических санкций в Беларуси.
Эксперты подтвердили отсутствие четкой системы назначения санкций. Например, представители таможенного комитета заявляли, что у них размер санкции часто определяется следующим образом: сколько они просят, столько им и дают.
Только эффекта от действия чиновников бизнес так и не ощутил. По словам руководителя комитета «Проверки, штрафы и наказания» Координационного совета Национальной платформы бизнеса Беларуси Андрея Карпунина, «мы ведем статистику по предприятиям, не выжившим после проверок, и по количеству потерянных в результате этого рабочих мест. Судя по ней, можно сказать, что в последние пять лет тенденция в этом отношении была очень негативной».
В прошлом году комитет провел сравнительный анализ штрафов, применяемых в Беларуси и России: «Оказалось, что большинство наших штрафов в 2 раза выше, чем у соседей. Добавлю, что около10% штрафов, применяемых в Беларуси, оказались и вовсе выше российских в пять и более раз».
Как отметил эксперт, «если говорить о размерах административных штрафов и соотношении их со средней заработной платой, то получится, что применяемые в Беларуси штрафы в 10 раз выше, чем в Германии. В Беларуси при средней зарплате в 300 долларов средний размер штрафа составляет 50 долларов (на физических лиц). В Германии при средней зарплате в 2 тысячи евро средний размер штрафа составляет около 80-90 евро».
Санкции, по признанию бизнес-структур, бывают не только чересчур жесткими (когда бизнес приходится полностью сворачивать), но и нелогичными. Как отмечают бизнесмены, в Беларуси штрафовали даже за переплату таможенных платежей — то есть когда бизнесмен при заполнении документов делал ошибку, благодаря которой таможня получала с него больше денег. Трактовалось это как введение таможни в заблуждение.
Кстати, по признанию бизнесменов, отдельные чиновники подозревают, что у каждого предпринимателя, якобы, есть специальный фонд, который сопоставим с его доходами. А раз он есть, значит предприниматели сознательно его создают, чтобы потом безропотно выплачивать штрафы.
«Но, думаю, ситуация действительно будет меняться к лучшему, — считает Андрей Карпуин. — Государство осознало, что забрать последнюю рубашку у бизнесмена — это оставить человека голым».
Как рассказал «Белорусским новостям» председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, «в адрес правительства уже поступило несколько поручений из Администрации президента и от премьер-министра заняться Кодексом об административных правонарушениях. Уже создана рабочая группа для решения этого вопроса, в которую вошли, как минимум, трое представителей делового сообщества».
По словам В.Маргелова, бизнес будет настаивать на изменении 45 статей КоАП: «Общий подход такой. Штрафы на руководителей не могут превышать 30 базовых, штрафы на других работников не могут превышать 20 базовых. Причем нижний предел должен начинаться от нуля, а не с 20-30 базовых величин, как сейчас. Реальный случай. В магазин пришла санстанция и в результате проверки обнаружила одну просроченную булочку. Директора оштрафовали на 20 базовых величин. Плюс общество защиты прав потребителей потребовало направить пятерых работников магазина на курсы повышения квалификации, за что также пришлось заплатить».
Как предполагает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, работа над внесением изменений в КоАП продлиться до августа. Соответствующий документ поступит в Палату представителей, ориентировочно, этой осенью.
Правда, еще летом белорусский малый и средний бизнес могут ожидать новые проблемы. К июлю должен появиться указ президента, регламентирующий единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в стране, обеспечивающий упорядочение и сокращение количества проверок субъектов хозяйствования. То есть автоматически закончиться срок действия моратория на проверки субъектов хозяйствования.
По мнению Андрея Карпунина, когда окончится мораторий на проверки предприятий и возникнет отрицательное сальдо по выплатам в бюджет за первый квартал, власти поддадутся искушению восполнить нехватку средств за счет увеличения объема штрафов.
«Подход, что все вокруг виноваты, и мы вас сейчас за это оштрафуем, он есть, и он действует. Пожарные пришли, им надо оштрафовать, санстанция пришла, и ей надо тоже кого-то оштрафовать. В Германии совершенно иная политика. Пожарный не выписывает штраф на директора только потому, что он пришел с проверкой. Он дает советы, предписания, как исправить ситуацию, но не выписывает штраф. Если есть проблема, нужно помочь ее решить, а не забирать у бизнеса деньги, которые могли бы помочь устранить недостатки».
А.Карпунин считает, что пока в стране не наблюдается реальная либерализация, заметно упрощающая жизнь бизнесу: «Это игра в кошки-мышки. И какие намерения у кошки, мне сложно сказать. Но то, что кошка задумалась о судьбе мышки, это уже хорошо. Правда, если завтра кошка почувствует голод, то ее меньше всего будет заботить состояние шерсти мышки».
Обсудим?