Африка — новая цель белорусского экспорта
Александр Лукашенко разглядел на африканском континенте большие перспективы для Беларуси...
Беларусь должна активизировать свое сотрудничество со странами Африки. Фактически такую задачу озвучил на этой неделе Александр Лукашенко, разглядев на африканском континенте большие перспективы для Беларуси. Naviny.by попытались выяснить, что Африка уже дает Беларуси, на что могут рассчитывать на Черном континенте наши предприятия и стоит ли вообще туда лезть?
Судя по заявлениям главы государства, в Африке есть, за что зацепиться, откуда получить дивиденды, а потому имеет смысл активнее с ней сотрудничать. Еще в понедельник, 20 февраля, принимая верительные грамоты у посла Эфиопии, Лукашенко заявил, что Беларусь готова создавать целый белорусский островок на эфиопской земле.
«Мы готовы на эфиопской земле создавать белорусский островок и вместе с вами работать на африканском рынке, — заявил он и добавил. — Мы готовы к существенному увеличению объемов производства нашей продукции в вашей стране, дальнейшему развитию промышленной кооперации и совместному выходу на рынки иных стран региона».
На следующий день тема активного освоения африканского континента вновь зазвучала — во время назначения белорусских послов в ряд стран, в том числе в Нигерию. Лукашенко подчеркнул необходимость диверсифицировать внешнюю политику Беларуси, и Африка — вполне подходящий для этого вариант, считает он. Тем более, «там интерес к белорусам серьезнейший». «Мы уже прозондировали почву. Там непочатый край работы, и мы ищем опорные точки», — оценил потенциал Лукашенко.
В торговле с Африкой наши дела в целом идут ни шатко, ни валко. Исходя из официальной таможенной статистики, весь экспорт в Африку за январь-ноябрь 2011 года едва превысил 300 млн. долларов. Для сравнения экспорт в Азию составил более 3,5 млрд. долларов, в Южную и Северную Америку — 1,7 млрд. долларов.
Лидерами-импортерами белорусской продукции в Африке стали Нигерия (74,6 млн. долларов), Египет (40,9 млн. долларов) и Гана (29 млн. долларов). Но в основном объемы экспорта в большинство стран Африки колебались в пределах 2-14 млн. долларов.
В Африку белорусские предприятия поставляют преимущественно азотные и калийные удобрения. Правда, объемы поставок в денежном выражении невелики — от 3 до 13 млн. долларов.
Кроме того, в прошлом году, например, в Южную Африку удалось поставить шины на 9,7 млн. долларов, в Египет — полуфабрикаты из нелегированной стали на 12,7 млн. долларов. Туда же — тракторы и седельные тягачи на 11,7 млн. долларов.
Одной из основных экспортных позиций Беларуси в Африку являются нефтепродукты. Среди их покупателей в прошлом году засветилась Нигерия. За 11 месяцев туда было поставлено 104 тысячи тонн нефтепродуктов на 56 млн. долларов. Но на фоне многих других покупателей наших нефтепродуктов — это капля в море.
Тем не менее, именно в нефтяной сфере Беларусь и будет пытаться получить наибольшую выгоду от сотрудничества со странами Африки, убежден главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД» Владимир Артюгин.
«Заявление Лукашенко по поводу более активного сотрудничества со странами Африки, в частности, с Нигерией, можно расценивать как подтверждение намерений найти на африканском континенте альтернативные источники нефти. Ведь мы можем предложить технику, наш опыт по разработке месторождений и специалистов. Я бы сказал, что это попытка найти себя там, где мало кто хочет себя искать», — сделал вывод эксперт.
О том, что Беларусь рассматривает Нигерию в качестве места, где Беларусь заинтересована реализовать проект по разработке нефтяных месторождений, стало известно еще в декабре прошлого года.
Соответствующий меморандум о сотрудничестве государственное производственное объединение «Белоруснефть» подписало с нигерийской компанией New Fields Oil and Gas Services Limited. И, как пояснили в пресс-службе «Белоруснефти», представители нигерийской компании проанализируют полученную информацию для выработки дальнейшей совместной стратегии по разработке месторождений.
Однако участь нового нефтяного проекта может оказаться такой же, как и аналогичного проекта в Иране, который Беларуси пришлось свернуть. Отсюда вопрос, а есть ли другие варианты для перспективного сотрудничества с Африкой?
По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера (Украина) Олега Устенко, самые большие перспективы связаны с поставками в Африку продуктов питания. И здесь Беларусь может вполне преуспеть.
«Население в ряде стран Африки продолжает расти, как, впрочем, и доходы. Жители африканских стран переориентируются в сторону более калорийных товаров, начинают потреблять больше мяса. Поэтому все, что касается пищевой промышленности и сельского хозяйства, представляет интерес для Африки», — отмечает эксперт.
Также, по его словам, африканский континент интересен возможностями, которые открываются в части продаж продукции машиностроения. «Для Беларуси, имеющей неплохую конкурентоспособную продукцию, здесь тоже есть перспективы», — считает Олег Устенко.
По его мнению, наибольшего эффекта в завоевании африканского континента Беларусь может добиться в связке со своими соседями — Россией и Украиной. «Учитывая ту технологическую цепочку, которая проложена между нашими странами, можно было бы выстраивать совместную активную маркетинговую политику и продвигать свои товары. Возможностей для этого много», — отметил эксперт.
Но наращивание экспорта в Африку — это пока единственная перспектива для Беларуси в краткосрочном периоде, считает Устенко. А все потому, что в большинстве африканских стран нестабильны инвестиционный климат и законодательство.
«Можно, конечно, вкладываться и в какие-то в долгосрочные проекты, но тогда горизонт инвестирования должен быть куда больше, чем те 5-10 лет, на которые обычно ориентируются наши страны. Если, например, принято решение вложиться в СП в Африке по производству продукции машиностроения, станков, то надо рассчитывать на горизонт инвестирования лет 20. А это сложно», — констатирует эксперт.
Кроме того, активному продвижению на рынках Африки мешают частые военные конфликты, высокий уровень коррупции, административные барьеры. «Несмотря на то, что в рейтинге Всемирного банка африканские страны по условиям ведения бизнеса находятся на неплохих позициях, на практике совсем другая картина»,— подчеркнул Устенко.
Владимир Артюгин, в свою очередь, отмечает, что на более спокойных и интересных рынках все давно поделено, «и не с нашими технологиями на эти рынки выходить. Да, там рискованно. Кто-то уходит, и есть возможность занять их место и заработать деньги. В Латинской Америке, например, мы что-то для себя нашли, значит, можем и в Африке попытаться. Не думаю, что Беларусь ждет большой провал, но и больших успехов ждать также не стоит».
Обсудим?