Население вновь начало терять веру в белорусский рубль

Чрезмерное увеличение денежной массы в экономике приведет к тому, что у субъектов хозяйствования и населения появится много ресурсов. За этим последует рост импорта, рост спроса на валюту...

Фото photo.bymedia.netВ Беларуси продолжает ускоряться рост денежной массы и спрос на валюту. Более того, население опять стало покупать наличной валюты больше, чем продавать. Naviny.by выясняли, насколько продолжительными могут оказаться эти тенденции и есть ли повод для беспокойства?

По статистике Нацбанка, за июнь широкая денежная масса выросла почти на 7 трлн. рублей, или на 5,5% — до 134,34 трлн. рублей. Для сравнения, в мае денежная масса выросла на 4,4%, в апреле — на 3%. Однако внимание на себя обращает не только возросший темп роста денежной массы, 60% которого приходится на белорусские рубли, но и источники этого роста.

Основных источников роста два. Первый — рост наличных денег в обращении. За июнь объем наличности в обороте вырос более чем на 1,2 трлн. рублей, или на 14,8%, и составил на 1 июля 9,49 трлн. рублей (рост с начала года — на 41,4%).

Второй источник — существенный рост переводных рублевых депозитов (деньги на счетах, в том числе в виде зарплат и пенсий). За июнь переводные рублевые депозиты физлиц выросли почти на 2 трлн. рублей — с 5,69 трлн. рублей до 7,57 трлн. рублей. Хотя до сих пор темпы роста переводных депозитов были не столь существенными — примерно 200-500 млн. рублей в месяц. Отсюда напрашивается вывод: начинает сказываться административное стимулирование роста зарплат.

Но смогут ли Нацбанк и правительство не выпустить ситуацию из-под контроля?

Аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский отмечает, что последние три месяца прошлого года Нацбанк работал в режиме жесткой денежно-кредитной политики. Это, в частности, подтверждалось тем, что денежный агрегат М2 почти не менялся от месяца к месяцу.

Определенные сдвиги появились с начала текущего года, но были вызваны проводимой Нацбанком политикой по защите интересов экспортеров. Чтобы не допустить падения курса иностранной валюты, регулятор стал выходить на биржу с рублевыми интервенциями. Это привело к росту рублевой ликвидности в банковском секторе и росту широкой денежной массы. Чтобы сдерживать темп роста денежной массы, Нацбанку пришлось прибегнуть к изъятию рублевой ликвидности из банковской системы путем размещения краткосрочных облигаций.

«И получалось, что регулятор изымал ликвидность в тех объемах, в которых росла денежная масса. Но сейчас, как мы видим, ситуация меняется. Денежная масса набирает обороты, но назад не изымается», — отмечает аналитик.

При этом, по мнению Полховского, пока ничего катастрофического не происходит. Попаданию выросшей денежной массы в оборот (а только в этом случае возникают угрозы для инфляционного скачка) отчасти препятствуют высокие ставки по кредитам, которые сказываются на кредитной активности предприятий.

По словам аналитика официального партнера «Альпари» в Минске Вадима Иосуба, возросшим денежным доходам, которые все-таки попали на товарный рынок, противостоят выросшие товарная масса и услуги.

«В среднем рост производительности труда опережает рост зарплат, о чем свидетельствуют данные статистики. Поэтому пока появившиеся у населения дополнительные деньги к негативным последствиям также не привели. Инфляция растет в привычном для себя ритме этого года», — отмечает аналитик.

К слову, в первой половине 2012 года потребительские цены в Беларуси выросли на 10,5%. В июне инфляция составила 1,8%, в мае — 1,6%, в апреле — 1,7%, в марте — 1,5%, в феврале — 1,5%, в январе — 1,9%.

Однако эксперты с большой долей вероятности допускают, что уже через два месяца ситуация может измениться, и это станет понятно по темпам роста инфляции и ситуации на валютном рынке.

«Чрезмерное увеличение денежной массы в экономике приведет к тому, что у субъектов хозяйствования и населения появится много ресурсов. За этим, о чем уже неоднократно говорилось, последует рост импорта, рост спроса на иностранную валюту, ослабление курса белорусского рубля», — отмечает Валерий Полховский.

Кстати, на рынке наличной валюты ситуация уже изменилась. В июне впервые в этом году население купило наличной валюты больше, чем продало. По данным Нацбанка, покупка валюты составила 545,3 млн. долларов, продажа — 528 млн. долларов.

Набирает обороты и динамика спроса на валюту со стороны физлиц. Если в мае по сравнению с апрелем население купило наличной валюты на 60 млн. долларов больше, то в июне по сравнению с маем — почти на 100 млн. больше.

Валерий Полховский не исключает, что новый тренд — превышение объемов покупки валюты над продажей со стороны физлиц — закрепится на длительный срок.

«Инфляционные и девальвационные ожидания высоки. Кроме того, дальнейшее снижение ставки рефинансирования ведет к снижению привлекательности рублевых вкладов. С другой стороны, это будет стимулировать кредитную активность населения, что традиционно сопровождается спросом на иностранную валюту», — отметил эксперт.