Банки хотят узнать у клиентов коммерческую тайну

А клиенты не хотят раскрывать конфиденциальную информацию, так как опасаются, что ее распространение может иметь негативные последствия…

 

Новая редакция Банковского кодекса, вступившая в силу 22 января, помимо прочего, должна усилить борьбу с легализацией доходов, полученных преступных путем. Коммерческие банки на изменение законодательства оперативно отреагировали и, чтобы пресекать случаи отмывания денег, решили узнать всю подноготную о деятельности своих клиентах. Представители же бизнеса говорят, что та информация, которую запрашивают банки, является коммерческой тайной.

 

«Банк должен знать своих клиентов»

В новую редакцию Банковского кодекса были внесены изменения с целью внедрения международных рекомендаций, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем.

«Несоблюдение Республикой Беларусь международных стандартов в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма влечет за собой применение санкций к банкам со стороны международных финансовых институтов», — подчеркивалось в обосновании необходимости принятия новой редакции Банковского кодекса.

После ее вступления в силу белорусские банки решили активизировать деятельность, направленную на предотвращение легализации доходов, полученных преступных путем.

В частности, «Банк Москва-Минск» попросил своих клиентов заполнить анкету и сообщить: подробную информацию об учредителях, о контрагентах, с которыми заключены долгосрочные договора. Плюс к этому — данные о посредниках, перевозчиках, аффилированных структурах, предполагаемом среднемесячном обороте по счету.

Банкиры говорят, что вышеприведенные сведения о клиентах им нужны для предотвращения незаконных финансовых операций.

«Банк должен знать своих клиентов, чем они занимаются. Требования Нацбанка и государства состоят в том, что мы должны отвечать за деятельность организации, которая у нас обслуживается», — пояснил БелаПАН представитель коммерческого банка.

 

Клиенты пишут: «конфиденциальная информация»

Представители бизнеса полагают, что информация, которую запрашивают банки, относится к конфиденциальной. Глава представительства немецкого концерна Uzin Utz в Беларуси Иван Рак считает, что данные о бенефициарах, контрагентах, посредниках являются коммерческой тайной.

«Информация о посредниках вполне может быть закрытой. Почему мы ее должны раскрывать? Ведь это может быть коммерческая тайна, где и через какого посредника компания дешевле покупает сырье», — объясняет Иван Рак.

В банковских кругах признают, что заполнять все пункты анкеты юрлица отказываются. «Клиенты, если не хотят заполнять какой-то пункт, пишут «конфиденциальная информация», — сообщил БелаПАН сотрудник комбанка.

Белорусские бизнесмены не предоставляют банкам данные еще и потому, что денежно-кредитные учреждения не предоставили правовых гарантий о защите получаемой информации. «Анкета, которую нам предложили заполнить, не имеет никаких степеней защиты. Гарантий обеспечения конфиденциальности собираемой информации предоставлено не было», — констатирует Иван Рак.

В общем, у каждого своя правда. Клиенты банков не хотят раскрывать конфиденциальную информацию, так как опасаются, что ее распространение может иметь негативные последствия. В то же время банкиры заявляют о том, что им такие сведения нужны, чтобы снизить репутационные риски.

«Зачастую предприятия могут заниматься операциями, которые могут противоречить законодательству Республики Беларуси», — отмечает сотрудник комбанка. Поэтому банки и хотят себя обезопасить. «Это же влияет на репутацию банка, какие клиенты у него обслуживаются!», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель комбанка.

 

Подозрительные финоперации банки смогут тормозить

В ближайшее время полномочия банков в части противодействия легализации сомнительных доходов будут расширены. К настоящему времени Нацбанком и Комитетом госконтроля подготовлен проект указа, согласно которому банки получат право приостанавливать подозрительные финансовые операции.

«Сейчас банки могут сообщать о таких операциях в Департамент финансовых расследований, но права приостанавливать подозрительные операции у них пока нет», — сообщил БелаПАН профильный эксперт.

Банкиры полагают, что, повышая требования к клиентам в части раскрытия информации, банки ведут себя правильно. «Банки правильно все делают, хэджируя возможные риски. Другое дело, что корпоративный сектор не готов раскрывать всю информацию, так как у нас уровень серой экономики достаточно высок», — отмечает сотрудник одного из банков.

Причины «серости» белорусской экономики известны: высокая налоговая нагрузка, наличие фактов вмешательства государства в дела частного бизнеса. На этом фоне просьбы белорусских банков о детальном раскрытии клиентами бизнес-информации могут провоцировать отток капитала в другие страны, где требования к раскрытию корпоративной информации значительно мягче.

Проблема усугубляется еще и тем, что Беларусь имеет неблагоприятный имидж на Западе. На этом фоне достаточно сложно объяснить иностранным собственникам, что желание белорусских банков получать подробную информацию о деятельности юридических лиц обусловлено благими намерениями.