Ярослав Романчук. КРИЗИС. Опять двадцать пять
Беларусь быстро приближается к своим любимым граблям…
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года. |
Белорусы страсть как любят ходить по порочному кругу, устланному граблями. Вернее, они не особо сопротивляются, когда распорядители чужого (политики и чиновники) ведут их к очередному «светлому будущему». И вот на горизонте всё четче вырисовывается рельеф очередного кризиса – для Беларуси.
А. Лукашенко наслаждается суперсовременным Сингапуром. Европейский Союз бодается с Россией за Кипр, а сами киприоты нервно курят и готовятся к массовому дефолту своих банков. Евросоюз скандальным образом требует нарушения прав собственности. Зона евро вползла в рецессию, с безработицей уже под 12%. В Сирии в ход пошло химическое оружие. Северная Корея бряцает затворами на своего южного брата. Америка радуется рекордам Доу-Джонса и долларовой разнузданности своего центрального банка. Финансовые рынки нервничают. Доверие к политикам близко к историческим минимумам. На этом фоне мир не замечает резкого крена Беларуси в сторону очередного кризиса.
Чёткие очертания «трубы» на горизонте
Даже опытные белорусские номенклатурщики не думали, что ситуация будет развиваться так плохо и так быстро. При ВВП за январь–февраль 2013г. в Br81,54 трлн. (официальная статистика торжественно «нарисовала» 4,4% роста ВВП) складские запасы на 1.03.13 составили Br29,67 трлн. Это 75,2% среднемесячного объема производства. За два месяца они выросли на 33,7% или на Br7,47 трлн. За весь 2012г. складские запасы увеличились на Br9,67 трлн., а тут за два месяца наше экономическое «чудо» отправило пылиться на склад около $870 млн. «живых» денег. К несчастью для легковерных вкладчиков, которые живут в надежде на стабильно высокие процентные доходы.
Распорядители чужого расслабили и убаюкали народ $500-долларовой незаработанной зарплатой (производительность труда росла гораздо медленнее), высокими процентными ставками по рублевым депозитам и обещаниями стабильности в модернизации. На 1.02.2013г. депозиты населения в национальной и иностранной валюте составили Br80 трлн. Из них вклады в рублях составили Br24,6 трлн., в иностранной валюте — $6,4 млрд.
Вроде бы есть повод для радости. Население доверяет банковской системе. Однако оно делает это не потому, что верит Михаилу Мясниковичу, Петру Прокоповичу и Надежде Ермаковой. Любовь вкладчиков к банкам – это как преданность большого злого волка к тому, кто кормит его свежим мясом. Она улетучивается после того, как заканчивается мясо. Тест на доверие населения к банковской системе будет тогда, когда ставки по BR-рублевых вкладам снизятся, как минимум, в два раза при годовой инфляции 25 – 30% и долгожданной должниками и рублевыми заемщиками девальвации.
Нацбанк нервничает, не решается на этот тест. С другой стороны, предприятия тоже требуют нацбанковской и совминовской любви, т. е. снижения стоимости рублёвых кредитов. Иначе труба. Вот эта самая «труба» быстро начала материализоваться в I квартале 2013 года. Резкий рост складских запасов – это только один из симптомов надвигающейся беды. Белстат указывает на целый ряд других.
Рецепт несчастья: работать хуже, продавать меньше, тратить больше
Начало года получилось для предприятий реального сектора очень проблематичным. Чистая прибыль за январь 2013г. по сравнению с аналогичным периодом 2012г. сократилась на 31,4%. (Br5,17 трлн. против 3,55 трлн.). Рентабельность продаж скатилась с 10% до 6,5%. Число убыточных предприятий даже по официальной статистике выросло на 16,6%, до 1159 объектов. Сумма чистого убытка убыточных организаций выросла на 79,7%, до Br1,48 трлн.
Самыми быстрыми темпами ухудшали прибыль на транспорте, в промышленности и в торговле недвижимостью. Финансовый сектор уменьшил чистую прибыль более чем наполовину. Сумма чистого убытка на транспорте выросла в 3,1 раза, в сельском хозяйстве – в 4,4 раза, в строительстве – в 1,8 раза. В большой минус вылетело рыболовство. В этом секторе почти каждое третье предприятие убыточно, а сумма чистого убытка в январе 2013г. по сравнению с январем 2012г. выросла в 47 (!) раз. Пока это только Br1,5 млрд., но тенденция, однако. То ли белорусы разочаровались в отечественной рыбе, то ли рыбаки резко ухудшили качество менеджмента. Объем чистых убытков пока не критичен, но его нужно рассматривать в связке с объёмом складских запасов. Многие проблемы стали хроническими. Сейчас мы наблюдаем их сезонное или, точнее говоря, циклическое обострение. К примеру, просроченная кредиторская задолженность сельского хозяйства превысила просроченную дебиторскую задолженность в 5,9 раза.
Усилилась опасная тенденция, когда предприятия всё больше ориентируются на непрофильную деятельность. Не хватает концентрации на своём бизнесе, а есть желание «пристроить» государственные активы в потоки лёгких денег. Так чистая прибыль ж/д транспорта, собственно, от оказания транспортных услуг в январе 2013г. составила Br41,3 млрд., автомобильного транспорта – Br2 млрд., транспортировки трубопроводами – Br34,1 млрд. (отметим резкое снижение прибыли в этой сфере в 5,9 раз). При этом «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» принесла чистой прибыли в объёме Br 79,7 млрд. Это в 4,9 раз больше, чем в январе 2012г.
Очертания «трубы» стали проявляться и по состоянию внутренних расчётов. На 01.02.2013 кредиторская задолженность составила Br181,65 трлн., что на 32,2% больше, чем было на аналогичную дату 2012г. А вот просроченная кредиторская задолженность увеличилась на 44,8%, до Br16,21 трлн. Только за январь этого года она выросла на 8,4%. Не остановлен процесс роста внешней кредиторской задолженности. На 01.02.2013г. она составила Br44,84 трлн., что на 13,2% больше по сравнению с 01.02.2012г.
По дебиторской задолженности (то, что должны нашим предприятиям за поставленные товары и оказанные услуги) ситуация еще хуже. На 01.02.2013 она составила Br155 трлн., что аж на 44% больше, чем было на аналогичную дату 2012г., а внешняя дебиторская задолженность, с которой неоднократно было приказано бороться на самом высоком уровне, превысила Br45 трлн., что на 48,2% больше. Речь идет о сумме почти $5,3 млрд., которая также временно выведена из оборота. Какую часть этой суммы реально получат белорусские предприятия, сказать сложно. Судя по тому, что вопреки приказам сверху этот показатель не сокращается, а растёт, можно говорить о хронических проблемах со сбытом белорусской продукции на внешних рынках, а также о росте девальвационных ожиданий.
Произвести, отгрузить поставщикам или на склад, молиться об оплате и выделении очередной порции подкрепленных государственной поддержкой кредитов – вот опасная парадигма поведения белорусского бизнеса последних месяцев.
Продолжается кредитная экспансия. Задолженность по кредитам и займам на 01.02.2013 составила Br219,64 трлн., что на 36,3% больше, чем было годом раньше. С учетом того, что Нацбанк в феврале резко смягчил монетарную политику, позволяя существенно расширить количество денег в обращении, можно ожидать усиления давления на цены, а также на курс белорусского рубля. Добиться годовой инфляции в 12% в 2013г. при проводимой в феврале кредитной политике нереально.
10 факторов угрозы для пузыря белорусской стабильности
Резко выросла угроза прокола пузыря рублёвых вкладов и макроэкономической дестабилизации в целом. Её материализует целый ряд факторов:
1) рублей становится больше: кредитная экспансия при смягчении бюджетных ограничений для избранных участников государственных инвестиционных программ;
2) валюты становится меньше: сокращение экспорта товаров на 14,7% в январе 2013г., провал по привлечению прямых иностранных инвестиций, стопор по внешнему кредитованию, ускорение темпов вывоза капитала;
3) растёт спрос на Br-рубли по причине резкого увеличения объёмов замороженного оборотного капитала (складские запасы, дебиторка);
4) усиливаются инфляционные и девальвационные ожидания населения и бизнеса;
5) увеличивается давление на Нацбанк и Минфин грубой лоббистской команды красных директоров и «крэпких» хозяйственников, в первую очередь, из концернов и отраслевых министерств;
6) растёт конкурентное давление со стороны российских производителей на белорусском и российском рынках, падает конкурентоспособность белорусских производителей. На горизонте нет тех новых предприятий, которые могли бы поддержать потенциал традиционных локомотивов белорусской экономики;
7) падает доверие экономических субъектов к полисимейкерам. Усталые, потерянные лица М. Мясниковича, П. Прокоповича, Н. Ермаковой, А. Кобякова не только не внушают доверия, но служат дополнительным катализатором роста тревоги и нервозности. Резко увеличилось число конфликтов, склок и разногласий между членами властной Вертикали. Премьер-министр обвиняет Белнефтехим в торможении реформы крупных предприятий. Энергетический концерн публично критикует Белэнерго. Нацбанк недоволен качеством бизнес-планов, которые ему предоставляют субъекты Минсельхозпрода, Беллегпрома и Минпрома. Все недовольны строителями, а строители – банками;
8) растёт неуверенность в способности А. Лукашенко и правительства «выбить» кредиты из России или получить их в другом месте;
9) растёт число коррупционных скандалов, примеров вопиющей бесхозяйственности и неэффективности в управлении госактивами и имуществом;
10) увеличивается пропасть между приверженностью А. Лукашенко и его команды модели нео-совка и императивом создания полноценных институтов открытого рынка. Сторонники номенклатурного перераспределения национального богатства вступают в противоречие с теми, кто, с одной стороны, хочет сохранить статус-кво, а с другой – провести цивилизованные рыночные реформы. Иными словами, приблатнённым, которые вхожи в высокие кабинеты власти, нужна «мутная вода», а обыкновенным людям в органах госуправления нужны чёткие ориентиры, как действовать.
Скорость и продолжительность очередного кризиса белорусской экономики в значительной степени будет зависеть от поведения белорусских властей. По сути дела, мы уже медленно в этот кризис сползли. Кто-то его уже почувствовал на своей шкуре, кто-то ощутит его через месяц-другой. Как бы то ни было, отвертеться от очередного провала государственного управления обыкновенным людям не удастся. Не надо забывать народную мудрость про то, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Обсудим?