Другие материалы рубрики «Политика»
-
«Оппозиция поступила подло по отношению к Статкевичу»
Владимир Некляев считает, что власти удовлетворены «построением» оппозиции и торопятся с выборами, чтобы не дать ей перестроиться… -
Проседание экономики заставляет Лукашенко приблизить выборы
Намерение провести президентские выборы пораньше означает, что после них белорусам станет только хуже...
- Лебедько: участие в выборах дает оппозиции шанс вернуть утраченную коммуникацию с обществом
- Лебедько: перенос даты выборов — демонстрация со стороны власти неуверенности в своих силах
- Александр Суриков: нет нужды у Российской Федерации на кого-то нападать
- Посол РФ: оппонентам Лукашенко предъявить избирателям, кроме лозунгов, нечего
- Президентские выборы в Беларуси могут быть назначены на 11 октября
- Посол России Суриков: мы будем поддерживать Александра Григорьевича
- Президентская кампания в Беларуси начнется 30 июня
- Лебедько: сегодня людей на Площадь зовет не оппозиция, а власть
- Президент Индии Пранаб Мукерджи прибыл в Беларусь с официальным визитом
- Пушилин: встреча контактной группы не состоялась
Политика
Евросоюз и Лукашенко пытаются играть в пас
Европа не стала обострять белорусский вопрос на заседании Совета ЕС 23 апреля. Начальство в Минске может успокоиться и даже пропиариться. Вот, мол, постращали козлов, что напустим орды нелегалов да вернем за решетку помилованных политзеков — так сразу пропала охота говорить на языке санкций!
На самом деле сработали другие пружины, и конфликт далеко не исчерпан, но факт то, что пошел положительный тренд. По мнению Валерия Карбалевича, эксперта аналитического центра «Стратегия», уже на этой неделе послы стран ЕС, скорее всего, вернутся в Минск, что «будет означать де-факто и де-юре окончание дипломатической войны».
Ну а пока члены Совета Евросоюза 23 апреля в Люксембурге приветствовали освобождение экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и его соратника Дмитрия Бондаренко. Но снова спокойно напомнили о принципиальном требовании ЕС: надо освободить и реабилитировать всех политзаключенных. Таковых, по списку белорусских правозащитников, остается чертова дюжина.
Короче, Европа пытается мягко сыграть в пас.
Минск придерживает живой товар
Выпуск на волю 13 оппонентов режима не грозит ему потрясениями. На политзеках остаются висеть судимости (на Санникове — еще восемь лет!). Да и условия для конкурентной политики в стране отсутствуют по умолчанию (в 2010-м, сами видите, сходили кандидаты на выборы — мало не показалось).
Но Минск, как отметил Валерий Карбалевич в интервью для Naviny.by, «явно придерживает» узников. Естественно, стремясь продать этот живой политический товар подороже.
Впрочем, тут и прогадать недолго. Властные стратеги, считает Карбалевич, будут учитывать ряд переменных. Во-первых, анализируют, насколько велик риск, что у Беларуси отберут хоккейный чемпионат мира 2014 года. Конгресс Международной федерации хоккея пройдет в мае. И эта дата вроде как подпирает, но, с другой стороны, вероятность переноса ЧМ невысока, считает эксперт.
Второй фактор — отношения с Россией. Здесь многое будет зависеть от того, даст ли Москва в мае отмашку на выдачу приторможенного в феврале третьего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Если не дадут — это будет означать, что Путин после инаугурации берется спрашивать с белорусского партнера по гамбургскому счету. Соответственно, у Лукашенко обостряется потребность в западном векторе.
Третий фактор — нужда в западных деньгах. На днях глава Нацбанка Надежда Ермакова, вернувшись из Вашингтона, оптимистично заявила, что «у Беларуси уже есть возможность вести прямой разговор с Международным валютным фондом о возвращении к совместной программе».
Вести разговор — это пожалуйста, но дадут ли они своего проклятого империалистического бабла? А новая программа нужна позарез для реструктуризации прежнего долга, в чем признавалась ранее та же Ермакова. Вынесем пока за скобки перспективу сползания страны в долговую яму, заострим внимание на том, что вопрос выделения займа МВФ — это уже рычаг для Запада.
Амнистия позволит сохранить лицо
Таким образом, Минску придется лавировать, чтобы и лицо сохранить, и западный вектор разблокировать. Конечно, сразу деньгами буржуины не осыплют, но…
«Уже сам факт разморозки отношений с Европой важен как инструмент давления на Россию», — отмечает Карбалевич.
Он также считает: Лукашенко психологически важно ездить в Европу, пусть это будет хотя бы совсем близкий Вильнюс с добрейшей Далей Грибаускайте или австрийский горнолыжный курорт. Наконец, кредиты МВФ, вступление в ВТО, инвестиции — тот узел денежных вопросов, которые не решить, воюя с западниками.
Вместе с тем, на субботнике белорусский официальный лидер (облаченный, по иронии судьбы, в бело-красно-белую спецовку) заявил, держа марку, что без прошения о помиловании никого из политических противников не выпустит.
Развязать узел способна широкая амнистия. Она как раз и позволяет выпустить всех скопом без помилования, подчеркивают специалисты. При этом чертову дюжину политических «бандюг» растворят в двух-трех тысячах «нормальных людей», как выразился глава государства, намекнувший на возможность такой амнистии ко Дню независимости 3 июля.
Вопрос о причинах томления в застенках тысяч нормальных людей замнем для ясности. Факт то, что амнистия (а они проводятся регулярно, ведь зоны и тюрьмы забиты под завязку) будет выглядеть не прогибом под европейских «козлов», а триумфом доброй воли и милосердия. Видите, никто нас тут не наклонил, просто гуманизм из нас так и прет! «Бандюг» же выпихнули за компанию, а не под давлением.
Политический обозреватель Павлюк Быковский в комментарии для Naviny.by напомнил, что на носу парламентская кампания. «Всегда перед выборами белорусские власти старались улучшить отношения с Европой, — говорит эксперт. — Правда, потом неизменно их портили».
Европа тихо плюнет?
Удастся ли в итоге белорусским властям дважды войти в ту же реку — снова добиться оттепели в отношениях с ЕС, как это было в 2008 году, исключительно за счет выпуска политзаключенных?
Теперь возвратиться к диалогу будет сложнее, чем в 2008 году, считает Валерий Карбалевич. Во-первых, тогда это произошло на фоне российско-грузинской войны, напугавшей Старый Свет. Во-вторых, на той разрядке «Европа обожглась», отмечает собеседник Naviny.by. Короче, сейчас «ситуация на годы может застыть в состоянии «ни мира, ни войны».
Со своей стороны, Павлюк Быковский допускает, что Минск снова навяжет Брюсселю тягучий диалог для диалога, когда реформ нет, но уже можно получать дивиденды от потепления.
Эксперт обращает внимание на то, что в Еврокомиссии постоянно идет ротация чиновников, и новые начинают вникать в белорусский вопрос почти с чистого листа (добавим: и наступают на те же грабли). К тому же синеокая республика не входит в число приоритетов ЕС, здешний режим — на периферии внимания политиков Старого Света. Замяли конфликт — ну и ладно.
Но это не значит, что белорусское руководство схватит бога за бороду. Павлюк Быковский считает, что все большей головной болью будет становиться вопрос передела собственности. «И Москва, и МВФ в той или иной форме требуют приватизации», — напоминает аналитик. Далее, у тутошних больших тузов подрастают дети, внуки, им хочется красивой, открытой буржуазной жизни.
«Многое зависит от того, кто окажется в числе новых собственников», — считает собеседник Naviny.by. Вряд ли все они безропотно согласятся на бремя пресловутого социального пакета. Соответственно, станут расти безработица, недовольство работяг. Да и в принципе размывание массива госсобственности изменит внутреннюю ситуацию. Наконец, чем дальше, тем сильнее будет сжиматься долговая петля.
«Все это будет подкашивать устои режима», — резюмирует Быковский.
Отмечу, впрочем, что тектонические сдвиги в экономическом базисе — еще не гарантия прогрессивных перемен. При безропотном народе рыночный социализм тихо заменят олигархическим капитализмом, и вся недолга. Для иллюстрации белорусам достаточно посмотреть на восток.
Ну а Европа никого силком тащить в свою орбиту не станет. Это только здешнее начальство все твердит про некие ее садистские наклонности. На деле, зарыв с грехом пополам топор нынешней войны, там могут просто тихо плюнуть на черную дыру континента между Бугом и Смоленском. Хотите прозябать — прозябайте.
Последние Комментарии