Оппозиция объединилась вокруг «неграмотного» документа?

Вильнюсский меморандум подписали 14 партий и движений, отказалась только «Европейская Беларусь» Андрея Санникова…

 
Андрей СанниковЛидер кампании «Европейская Беларусь», экс-кандидат в президенты Беларуси и бывший политзаключенный Андрей Санников не стал подписывать так называемый Вильнюсский меморандум оппозиции, потому что это «просто неграмотный документ».
 
Меморандум «О мерах по обеспечению независимости Беларуси» был принят 3 ноября в Вильнюсе на встрече лидеров оппозиционных партий и НГО с председателем Рады Белорусской Народной Республики (БНР) Ивонкой Сурвиллой.
 
Суть его заключается в координации деятельности всех оппозиционных политических и общественных структур внутри Беларуси и за рубежом с целью освобождения и реабилитации политзаключенных, прекращения политических репрессий в стране, обеспечения свободы СМИ, «демонтажа репрессивного аппарата» и, как результат, «проведения свободных выборов».
 
Подписавшие меморандум подтверждают свое признание Рады БНР как «непартийного надполитического органа белорусской исторической государственности», а также обязуются координировать с ней свою деятельность по достижению обозначенных в документе задач.
 
На сегодня меморандум подписали представители 14 оппозиционных партий и организаций — Владимир Бородач (оргкомитет «Совета национального возрождения»), Винцук Вячорка (оргкомитет «Беларускага руху»), Александр Добровольский (Объединенная гражданская партия), Николай Демиденко (международное общественное объединение «Молодой фронт», Чехия), Ольга Карач (гражданская кампания «Наш дом»), Владимир Колос (Рада белорусской интеллигенции), Александр Милинкевич (движение «За свободу»), Станислав Шушкевич (Белорусская социал-демократическая Грамада), Алексей Янукевич (Партия БНФ), Владимир Некляев (кампания «Говори правду!»), Зенон Пазьняк (Консервативно-христианская партия — БНФ), Виталий Рымашевский (оргкомитет партии «Белорусская христианская демократия»), Вячеслав Сивчик (движение солидарности «Разам»), Ивонка Сурвилла (председатель Рады БНР от имени Рады БНР).
 
Документ остается открытым для присоединения.
 
 
Как отметил Андрей Санников в интервью белорусской службе радио «Свобода», организаторы встречи, на которой был принят меморандум, «не допустили к переговорам представителя «Европейской Беларуси». Кроме того, по словам политика, «так документы не делаются».
 
«Я профессионально смотрел этот меморандум и хочу сказать, что так документы вообще не делаются. Тот, кто его читал, может заметить, что это просто неграмотный документ. А я считаю, что он еще и опасный, потому что там есть вещи, которые направлены не на защиту независимости Беларуси, а против», — считает экс-кандидат в президенты.
 
Санников не согласен с тем, что вопрос об освобождении политзаключенных поставлен в документе лишь косвенно: «Я считаю, что сейчас такая ситуация, что каждую встречу надо использовать для того, чтобы требовать освобождения политзаключенных и поименно всех их называть, ведь идут определенные игры, чтобы кого-то считать политзаключенным, а кого-то — нет. Этим должна начинаться и заканчиваться любая встреча».
 
«Второе — то, что там говорится о самоизоляции Беларуси», — отметил политик. По его мнению, на самом деле самоизоляции Беларуси нет, «есть самоизоляция диктаторская режима Лукашенко». И это, считает Санников, — «достижение всех политических сил, всей оппозиции, потому что и общественные деятели, и политики встречаются на самом высшем уровне с европейцами, американцами, с политиками России, Украины».
 
Кроме того, обратил внимание Санников, в меморандуме содержится требование гарантий независимости Беларуси. «Будто бы никто не знает, что эти гарантии были получены нами в 1994 году. И я не думаю, что те, кто готовил этот документ, не знали об этом. Я считаю, что это было сделано умышленно. Я бы просто уволил тех людей, кто этим занимался. Также там упоминается авторитарный режим, а не тоталитарный или диктатура, и много других вещей. Я считаю, что меморандум просто опасен. Подписываться под такими опасными вещами я просто не могу и с профессиональной точки зрения, и с точки зрения морали», — заявил лидер «Европейской Беларуси».
 
Санников считает, что никакой координации в рамках меморандума не произойдет. Вместе с тем, отметил он, у «Европейской Беларуси» «есть понимание, что такое Рада БНР». «Мы всегда уважительно относились к ней как к символу нашей истории, к тому органу, который должен будет символически утвердить демократизацию и независимость Беларуси в ближайшем будущем», — сказал политик.
 
Несмотря на достаточно редкое для белорусской оппозиции единство, утверждать, что подписанный в Вильнюсе документ может послужить неким фундаментом для дальнейшего объединения оппонентов власти, преждевременно.
 
Валерий Карбалевич«Меморандум касается той единственной темы, по которой, по сути, у оппозиции больших разногласий нет. Оппозиция пришла к консенсусу по вопросу о независимости и необходимости защищать суверенитет Беларуси, поэтому не понадобилось больших усилий, чтобы этот документ подписать», — отметил в комментарии для БелаПАН политолог Валерий Карбалевич.
 
В то же время эксперт скептически оценивает перспективы достижения среди представителей оппозиции единства по другим темам. «Что касается распространения этого единства на другие сферы деятельности оппозиции, то тут есть вопросы. Но Рада БНР, которая инициировала это мероприятие, других целей-то и не ставила. Я бы не делал из этого документа слишком далеких выводов», — сказал Карбалевич.
 
Андрей КазакевичВ свою очередь политолог Андрей Казакевич рассматривает подписанный в Вильнюсе меморандум как «попытку найти форму для объединения».
 
«Повлияет ли он действительно на политический расклад в Беларуси или не повлияет, пока сложно сказать. Тем более, все это делается, в основном, для консолидации сил перед президентской кампанией. Но до самой кампании еще очень далеко, все может поменяться», — предположил эксперт.
 
Он заметил, что внутри белорусской оппозиции много разногласий. «Но я не думаю, что все они являются каким-то непреодолимым препятствием. Кроме всего прочего, есть еще и объединяющий фактор — общее представление о том, что необходимо изменить политический режим, прийти новым людям к власти. Я думаю, что этот фактор является ключевым для объединения оппозиции», — сказал Казакевич.
 
По мнению политолога, основной мотив для объединения очень разных политических сил — «это, скорее, не вопрос ценностей и каких-то политических целей, которые ставят перед собой эти политические организации, а вопрос тактики». «Такое объединение необходимо, чтобы каким-то образом сформулировать альтернативу существующему режиму», — считает Казакевич.