Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Европа получила от Лукашенко за своих фюреров
Интервью Рейтер, обнародованное 27 ноября, белорусский официальный лидер провел в своем фирменном стиле. Вот лишь один пример. «Мы спасли вас, Европу, от порабощения вашими же фюрерами», — срезал Александр Лукашенко западников.
Для бабок из деревни — эффектно. Но это было брошено представителям Британии. Той самой Британии, что вступила в войну с Гитлером в 1939-м, когда советские и нацистские войска, расчленив Польшу, маршировали на совместном параде в Бресте.
ЕС нам по всем статьям задолжал
В таком же духе дал хозяин резиденции отлуп и в вопросе прав человека: «У нас невозможно закрыть людям доступ к средствам массовой информации. Российские каналы все транслируются, «Евроньюс», Си-эн-эн, Би-би-си, получаем ленту Рейтер. У нас интернет у каждого в доме. Пожалуйста, бери открывай и читай».
Вроде не возразишь. Но если вдуматься, перечислены иностранные источники, которые и впрямь не заглушишь (если не уподобляться Северной Корее). Внутри же страны независимые СМИ зажаты, загнаны на периферию медиапространства, выживают (и далеко не все) в условиях дискриминации. А над журналистом Анджеем Почобутом, например, висит дамоклов меч тюремного срока. За высказывания о президенте, между прочим.
И потом, режет слух это «у нас невозможно закрыть…». То есть руки коротки. Мысль о том, что свобода информации — это ценность и, в конце концов, конституционное право, явно не сидит гвоздем в голове белорусского руководства.
Столь же блестяще интерпретировал глава государства шведский плюшевый десант: «А если бы наши военные саданули по этому самолету и погибли бы люди? Но военные простили. (…) То есть мы нормальные, цивилизованные люди…».
Что не сбили — слава богу, только вот благородство это было или просто прозевали? Судя по тому, что полетели генеральские головы, — второе. Но британцы в такие нюансы авось не въедут.
А для полноты эффекта Лукашенко нагрузил их и виной за наши экономические трудности: «У вас снизился покупательский спрос, это факт. (…) Даже в рецессию впала якобы Германия, самая активная экономика. И мы продаем в Евросоюз больше, чем в Россию. И как только у вас происходит там неразбериха, чехарда и спад, это сразу же отражается на нашей экономике».
Да, и еще за отлов нелегалов они нам обязаны: «Что сегодня происходит в соседних странах? Они к нам обращаются за помощью. В Литве, Польше и Латвии создали концлагеря, там некуда девать людей (имеются в виду нелегальные мигранты. — А.К.), обращаются к нам за помощью. Хорошо, но платите деньги».
В общем, выбрались журналисты с туманного Альбиона по шерсть, прижать острыми вопросами «последнего диктатора Европы», а вернулись стрижеными: эта самая Европа, выходит, нам по всем статьям должна.
Сальдо-бульдо: не блеск, но пока и не катастрофа
Как и положено, Лукашенко излучал экономический оптимизм: выплаты по долгам в 2013 году — не большая проблема; в девальвации нет нужды; с Россией по нефти договоримся, а если и нет — не погибнем.
Да, и, наконец, планы модернизации уже доведены до каждой табуреточной фабрики (это, надо понимать, наш ответ Чемберлену на предложенный Брюсселем «Европейский диалог о модернизации с Беларусью»).
На самом деле все не так безоблачно, отметил в комментарии для Naviny.by Антон Болточко, эксперт по экономике, стратегическому и инновационному менеджменту «Либерального клуба» (Минск).
Да, золотовалютные резервы страны как никогда велики, около восьми миллиардов долларов (хотя в принципе это не бог весть сколько). Но выплаты по внешним долгам в будущем году способны съесть более 40% этого запаса, говорит эксперт.
При этом следует учесть, что Беларусь «приближается к отрицательному сальдо внешней торговли», добавил Антон Болточко. Бизнес на растворителях и разбавителях закрывается, нет уверенности, что Москва даст на 2013 год столько нефти, сколько здесь хотели бы получить.
Короче, источники валютной выручки обмелеют. А между тем ставится задача выполнить прогноз роста ВВП, нарастить зарплату. Все эти факторы подтачивают экономическую стабильность.
Тут очень бы не помешал новый кредит от МВФ. И, по словам Лукашенко, «как только МВФ избавится от политических клише и от политических каких-то критериев при подходе к Беларуси и к нашей экономике, мы с ними договоримся за сутки».
Экономист Антон Болточко не отрицает: политическая подоплека в подходах МВФ есть, ведь там велик вес США и Евросоюза. Но все же главная загвоздка в том, что фонд дает деньги под реформы, прежде всего структурные. А с ними здесь туго.
Утверждение же президента, что Беларусь исполняет договоренности с МВФ «как ни одно другое государство», собеседник Naviny.by решительно дезавуировал. По словам Антона Болточко, многие предписания фонда вообще не реализованы, другие исполнены формально. Пример — создание Банка развития: вроде он и есть, но миссии своей не выполняет.
Минск и Брюссель не могут разобраться, на чьей стороне мяч
Как всегда, Лукашенко не прочь наладить отношения с ЕС, но только чтобы они не пытались «наклонить». Пока же белорусский руководитель в претензии: «Мы уже по требованию Евросоюза и отдельных политических деятелей сделали столько шагов, что можно было пройти десять километров. Но обещанных шагов навстречу мы не получили».
Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, в комментарии для Naviny.by отметил: «Официальный Минск и вправду делал ряд шагов навстречу ЕС, таких как освобождение части политзаключенных, смягчение репрессий против оппозиции перед парламентскими выборами, так и не признал грузинские мятежные территории».
Но Европейский союз, по словам собеседника, готов идти на улучшение отношений только при выполнении пакета условий, главное из которых — освобождение и реабилитация всех политзаключенных. «А для Минска такая уступка означает потерю лица. Вот и имеем тупик в отношениях», — резюмирует политолог.
Как быть? «В международной практике — если вопросы не решаются, то они обычно дробятся на части, — поясняет собеседник, — и делается попытка урегулировать сначала то, что можно урегулировать на данном этапе без потери лица. То есть логично начинать переговоры с вопросов, не лежащих в плоскости ценностей, чтобы еще больше не раздувать конфликт».
Денис Мельянцов не склонен разделять популярный среди политологов тезис: мол, лишь серьезная ссора Лукашенко с Россией способна спровоцировать разблокировку отношений между Минском и Брюсселем: «Это не обязательно. Здесь необходима политическая воля Минска и Брюсселя в первую очередь. Речь ведь идет не о переориентации с востока на запад, а просто о нормализации отношений. Для России это не представляет серьезной угрозы».
«Ярлык диктатора, словно знак почета»
Но пока и до элементарной нормализации далеко. Александр Лукашенко привык брать свое упрямством. Во-первых, он в принципе считает уступки слабостью. Во-вторых, Россия еще не так сильно душит (и побаивается, ведь Путин обещал к 2015 году создать Евразийский союз).
В-третьих, белорусское руководство чувствует, что у Евросоюза нет драйва в белорусском вопросе. Политики Старого Света мучаются с бездонной прорвой Греции, гасят социальное недовольство от повсеместного затягивания поясов (разгневанные фермеры уже поливают молоком стены Европарламента), со страхом глядят на всполохи арабской дуги…
И Лукашенко видит: тут не до него. Потому изрекает бестрепетно насчет тех, кого Запад именует политузниками: «Они говорят, что им в тюрьме лучше, они тогда героями будут. Хорошо, будьте в тюрьме». Он по-прежнему надеется навязать Евросоюзу свою версию прагматичного диалога — с выносом за скобки вопросов демократии и прав человека.
«Продолжением репрессий, отсутствием динамики в вопросе освобождения политических заключенных режим Лукашенко хочет показать Западу, что другой базы для развития сотрудничества не будет», — считает политолог Андрей Ляхович.
Да, я забыл упомянуть еще один, самый главный фактор, который позволяет бессменному президенту Беларуси чувствовать себя относительно уверенно. И подчеркивать, что уж здесь революций по типу арабской весны не будет.
Народ синеокой республики действительно безропотен фантастически. У него нет того темперамента, что у африканцев, сбросивших Бен Али, Мубарака и Каддафи. И нет той внутренней свободы, того уровня гражданской смелости, как у европейских фермеров, что съезжаются на тракторах ставить на уши Брюссель.
Все схвачено. И потому верхушка режима сегодня может свысока смотреть на Европу с ее демократическими заморочками. Как резюмировали британские журналисты в оригинале своего материала из Минска, белорусский лидер носит «ярлык диктатора, словно знак почета».
А почему я говорю, что уверенность относительная? Если коротко, то весь кайф от господства над страной портит белорусскому руководству Москва. Да, камни летят в европейский огород, но руку на горле режима ласково держит Кремль.
Последние Комментарии