Профосмотр Беларуси. Параноидальная тяга к девальвации
На этой неделе все — от главы государства до заместителя премьер-министра — говорили о состоянии экономики...
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Беларусь больна. И это, к сожалению, не новость. Нам кажется, что общественная болезнь постоянно прогрессирует. Речь пока не идет о возможном летальном исходе, но при дальнейшем развитии болезнь может стать хронической, а разрушительные процессы внутри белорусского организма — необратимыми.
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». В проекте «Беларусь: анализы» мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны.
Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение.
Отделение политики
Анамнез. 18 июня состоялся официальный визит президента Беларуси в Украину. Было подписано сразу несколько межправительственных соглашений и протоколов. Одно из них по праву можно назвать историческим: завершилась шестнадцатилетняя эпопея с юридическим оформлением госграницы. Стороны подписали протокол об обмене ратификационными грамотами договора между Беларусью и Украиной о госгранице от 12 мая 1997 г.
Все остальные темы и результаты переговоров, которые попали в СМИ, носили скорее риторический характер: высказали пожелание, подчеркнули заинтересованность, поблагодарили, предложили и т.д. В частности, стороны выразили заинтересованность в беспрепятственном доступе своих товаров на рынки друг друга.
Диагноз. Итак, произошло то, что, уже казалось, не произойдет никогда. Беларусь и Украина поставили точку в споре о государственной границе. Договор был подписан и ратифицирован украинской стороной в 1997 г. Беларусь же его ратифицировала только в 2010 г. И еще три года понадобилось на то, чтобы сделать заключительный шаг — подписать протокол.
Эта эпопея была связана с неулаженными спорами насчет долга Украины, который сформировался в начале 1990-х гг. В 2010 г. украинские власти признали наличие долга в размере 134 млн. долларов.
Начиная свой визит 18 июня, Александр Лукашенко заявил, что, «если украинские специалисты примут аналогичные решения, мы снимем все вопросы на сегодняшний день в наших отношениях». Значит, Украина предложила какую-то схему выплаты долга, которая устроила Минск. Однако точной информации на этот счет нет. Есть только ссылки на украинские СМИ, которые сообщили, что выход нашли в каких-то схемах по военно-техническому сотрудничеству, по снижению стоимости украинской энергии и транспортных тарифов для Беларуси, а также по экспорту белорусской техники на рынок Украины.
Также стороны обменялись взаимными интеграционными любезностями. Лукашенко заверил, что Беларусь, Казахстан и Россия готовы видеть Украину в ЕЭП. Белорусский президент даже выразил пожелание, чтобы украинское руководство не подписывало с другими организациями (речь, разумеется, о ЕС) такой договор, который бы закрыл ей путь в сторону евразийской интеграции. В свою очередь, Виктор Янукович заявил, что Украина очень заинтересована в скорейшем вступлении Беларуси в ВТО. Он также обозначил желаемые пределы сотрудничества с Таможенным союзом: подписанный 31 мая в Минске меморандум об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией. Янукович подчеркнуто заявил, что этот меморандум никоим образом не противоречит готовящемуся к подписанию Соглашению об ассоциации с ЕС.
Так что на интеграционном фронте без сюрпризов. А разве кто-то их ожидал?
Лечение. Все нормально. Только хотелось бы больше гласности. А то в случае возникновения новых торговых проблем вступивший в силу договор о границе уже не отменишь.
Отделение экономики
Анамнез. На этой неделе все — от главы государства до заместителя премьер-министра — говорили о состоянии экономики. Особенно белорусам пощекотали нервишки слова бывшего главы Нацбанка Петра Прокоповича и его преемницы Надежды Ермаковой об отсутствии оснований для проведения очередной девальвации. Однако валютная биржа и банки в это не поверили и решили ослабить национальную валюту на несколько десятков рублей уже на следующий день после заявлений.
Диагноз. Слова Прокоповича «на сегодня для девальвации нет оснований» априори не могут вселить уверенности в головы и сердца белорусов, которые помнят: аналогичная риторика звучала из уст бывшего главы Нацбанка в 2011 г., как раз перед трехкратной девальвацией рубля. Но не будем нагнетать обстановку и поддаваться эмоциям, а рассмотрим несколько факторов, которые влияют на стабильность национальной валюты сегодня и в краткосрочной перспективе (до конца года).
Количество денег в экономике и скорость их обращения всегда влияют на инфляцию, а следовательно и на курс национальной валюты. С начала года показатель денежной базы (отражает объем эмиссии денег Нацбанком) вырос с 30,3 трлн. до 32,7 трлн. рублей (+7,9%). Учитывая, что экономика с начала года замедляет свой рост (прирост ВВП замедлился до 1,1% в январе-мае), такой объем эмиссии в будущем обязательно отыграется на уровне инфляции. Впрочем, Нацбанк всегда может «стерилизовать» денежную базу и сократить ее до конца года.
Рублевая денежная масса (М2), которая отражает объем увеличения не только наличных денег в экономике, но также прирост рублевых депозитов, росла быстрее денежной базы. С начала года ее прирост составил 9,9 трлн. рублей (+14,5%). Таким образом, увеличивающиеся доходы населения были «связаны» в банковской системе с помощью привлекательных депозитов и не повлияли на рост инфляции и курса. Однако Нацбанк объявил о дальнейшем снижении ставки рефинансирования, что может повлечь за собой падение привлекательности хранения денег в банках и перетекание их в более надежные активы — допустим, китайские юани.
Особое внимание надо обратить на состояние внешней торговли: объемы экспорта падают быстрее объемов импорта. Это значит, что поступления валютной выручки в страну сокращаются, а запросы предприятий по покупке валюты для оплаты импортных товаров увеличиваются. Чем хуже будет ситуация на внешних рынках, тем сильнее это отразится на курсе белорусского рубля. Хотя Нацбанк может оказывать поддержку рублю с помощью выхода на биржу. Для этого имеются 8 млрд. долларов золотовалютных резервов. Впрочем, учитывая, что у Беларуси есть внешние обязательства, то особой надежды на ЗВР не стоит возлагать.
Однако Беларусь всегда может что-нибудь продать.
Лечение. Признать свои ошибки и перестать обманывать/обкрадывать население.
Отделение права
Анамнез. В разгар жаркого лета белорусские чиновники в очередной раз заговорили о не менее жаркой теме — государственно-частном партнерстве. В итоге президиумом Совета министров была одобрена концепция проекта закона о государственно-частном партнерстве.
Диагноз. О необходимости принятия такого закона эксперты говорят уже давно. Не менее давно законодатели обещают его принять. Так что по всем параметрам законопроект можно смело относить к многострадальным.
Необходимость его принятия закреплена в качестве задачи в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Согласно плану принятия нормативно-правовых актов на 2012 г., он должен был быть уже принят. Однако в прошлом году закон так и не выпустили, и он перекочевал в план 2013 г.
Судя по всему, в этом году закон все же будет принят. Основанием для этого может случить одно обстоятельство. Никто не отменял поставленную перед правительством задачу по поиску инвестиций, но говорить о ее исполнении пока не приходится, а отчитываться за что-то нужно.
Соответственно, отчет о привлечении инвестиций (которых нет в нужном объеме) можно заменить на отчет по принятию мер, направленных на привлечение инвестиций, а закон о государственно-частном партнерстве, по мнению правительства, как раз входит в перечень таких мер. Согласно заявлению премьер-министра Михаила Мясниковича, этот закон должен стать знаком для инвесторов: «Они убедятся в том, что мы последовательно реализуем принципы многоукладной экономики».
Однако в связи с такими настроениями возникает ряд противоречий.
Во-первых, партнерство подразумевает равенство сторон. А насколько белорусские власти готовы относиться на равных к бизнесу, идти ему на встречу и создавать условия для развития предпринимательской инициативы не только на бумаге, но и в реальности?
Во-вторых, почему закон о государственно-частном партнерстве уже на этапе концепции создается для иностранных инвесторов, а не для национального бизнеса?
В-третьих, закрадываются сомнения, что принятие одного закона исправит мнение инвесторов о нашей стране после национализации ряда предприятий и усиления государственного контроля в некоторых сферах.
Лечение. Как бы хорош ни был по содержанию будущий закон о государственно-частном партнерстве, в существующих реалиях он работать не будет.
Необходимо переосмысливать и изменять подходы к развитию бизнес-климата в Беларуси, изменять систему взаимоотношений бизнеса и государства. Но, судя по всему, этого большинству в госаппарате не нужно, а нужен попросту бумажный отчет.
Отделение социологии
Анамнез. Какие алкогольные напитки можно считать национальными белорусскими? Первыми в голову приходят крамбамбуля, крупник, может быть, зубровка… Но исследование, недавно проведенное британской компанией International Wine & Spirit, убеждает, что самым излюбленным напитком белорусов является водка.
Согласно составленному британцами рейтингу, по употреблению водки на душу населения Беларусь занимает второе место в мире. В 2012 г. на одного жителя республики пришлось более 11,3 л алкогольного напитка! По этому показателю мы уступаем лишь братской России, где условно каждый гражданин в год выпивает до 13,9 л водки.
Страны-участницы Союзного государства, поделившие пьедестал, заметно оторвалась от своих ближайших преследователей, среди которых также можно встретить немало наших соседей. Третье место в водочном рейтинге принадлежит Украине (7,7 л на человека), четвертое — Польше (7,0), пятое — Казахстану (5,9).
Любовь белорусов к водке подтверждают и цифры Белстата. За пять месяцев текущего года доля водки в общем объеме продаж алкоголя в Беларуси составила 48,1%.
Диагноз. Можно было бы предположить, что белорусы пьют как все, лишь с той особенностью, что из крепкого алкоголя предпочитают водку. Но данные, представленные по другим традиционным национальным напиткам, опровергают это. Так, лидеры по употреблению рома кубинцы выпивают всего по 4,9 л этого напитка в год. Французы, удерживающие пальму первенства по скотчу и виски — 1,9 л. Филиппинцы, отдающие предпочтение джину — 1,4 л. А в Мексике на одного жителя приходится лишь 0,63 л текилы.
Интересно, что «серебро» в водочном рейтинге отражается и на других социальных явлениях. Кроме употребления водки, Беларусь также занимает второе место в мире по количеству разводов и второе место в Европе по количеству заключенных в тюрьмах на душу населения. Нетрудно догадаться, какая страна возглавляет эти списки.
Для тех, кто еще не понял, это Россия.
Слова о «русских со знаком качества» тут как нельзя кстати.
Лечение. Не так давно, выступая на открытии Всемирного конгресса русской прессы в Минске, Александр Лукашенко отметил, что мы относимся к великой русской культуре и цивилизации. Приведенные выше рейтинги наглядно демонстрируют эту причастность.
Но все же нашей маленькой стране ни в коем случае не стоит брать ориентир на некоторые черты великой русской культуры.
Особенно, если это культура пития.
Отделение культуры
Анамнез. 18 июня были объявлены итоги конкурса Belarus Press Photo 2013. Гран-при фотоконкурса получил Вячеслав Цуранов — фотожурналист, 11 лет сотрудничающий с газетой МВД «На страже». Имея доступ в тюрьмы, сделал серию фото осужденных к пожизненному заключению в Жодинской тюрьме. В частности, он снимал особо опасных преступников во дворике во время прогулки.
Координатор «Европейской Беларуси», экс-политзаключенный Дмитрий Бондаренко, назвал Цуранова «соучастником пыток и издевательств над заключенными», обосновав это сильной болью заключенных при прогулке зимой в железных наручниках.
Политэмигрант также добавил: «Допускаю мысль, что жюри Belarus Press Photo 2013 решило присудить Гран-при сотруднику милицейской газеты для того, чтобы альбом не был признан властями экстремистским, как это случилось с изданием 2011 г. Но при этом создается опасный прецедент: не окажется ли, что в следующем году победителем станет сотрудник ОАЦ с глубоко философскими снимками расстрела заключенных».
Диагноз. Печально, когда решения действительно авторитетного международного жюри трактуются с вот таких позиций. Вряд ли, к примеру, Maarten Koets, заместитель управляющего директора конкурса World Press Photo (Нидерланды), принимал в Belarus Press Photo 2013 решение, ориентируясь на какие-то судебные решения властей Беларуси.
Как заметил телеоператор Александр Борозенко, это «хартийность головного мозга, тот самый лукашизм, только наоборот».
Сложно себе представить, что, по мнению Бондаренко, должен был сделать Цуранов. Устроить в тюрьме бунт против плохих условий содержания? Сам в исступлении наброситься на охранников?
Представляется, что Цуранов сделал именно то, что может и должен делать фотокорреспондент, а именно — запечатлел реальность на фотокамеру и донес ее до самого широкого круга людей. Теперь каждый — включая правозащитников и Бондаренко — может использовать фотографии Цуранова для того, чтобы иллюстрировать условия содержания заключенных в белорусских тюрьмах.
Лечение. Чрезмерная политизация культуры — негативная отличительная черта современной Беларуси. К сожалению, замечательный по своей организации конкурс Belarus Press Photo обсуждают чаще всего не в контексте культурной ценности представленных на нем фотографий, а в связи с тенденциозными высказываниями околополитических деятелей или судебными процессами над фотографами и альбомами.
Культура — это не инструмент для политики. Ее не нужно превращать исключительно в оружие пропаганды, причем с любой стороны политических баррикад Беларуси.
Обсудим?