Россия и Литва бракуют латвийские шпроты. Беларусь их продает
Шпроты в масле подлежат в Беларуси гигиенической регистрации. При этом анализ продукции проводится...
В Литве изымаются из продажи латвийские шпроты. Литовская государственная ветеринарно-продовольственная служба запретила магазину крупной торговой сети «Максима» реализацию 8 тысяч банок шпрот, произведенных латвийской фирмой «Коралл Плюс» по причине более чем семикратного превышения допустимого содержания в них бензопирена. Рыбные консервы из Латвии продаются и в Беларуси. Пока команда изымать с прилавков шпроты уличенного производителя не поступала, а потому неизвестно, чем закусывают белорусы.
Директор фирмы-производителя «Коралл Плюс» Инга Асеева сообщила в пятницу, что повышенное содержание канцерогена в изымаемой партии шпрот вызвано сбоем работы коптильной печи во время производства консервов, передает ПРАЙМ-ТАСС.
«После актуализации вопроса в Латвии о нормах содержания бензопирена в шпротах, фирма «Коралл Плюс», как и государственная ветеринарно-продовольственная служба, регулярно проверяет продукцию на содержание этого вещества», — сказала Асеева, отметив, что все проверки продукции в 2007 году были очень хорошие.
Подобная ситуация со шпротами, поступающими из Латвии, возникла прошлой осенью и в нескольких регионах России. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявлял тогда, что содержание бензопирена в продукции было превышено в 3-10 раз.
До этого претензии к качеству латвийских консервов предъявили некоторые страны Евросоюза. Чтобы руководство ЕС не запретило классическую технологию изготовления шпрот (она предполагает копчение кильки или салаки на опилках), латыши договорились повысить контроль за своим имиджевым брендом и изменить температуру копчения.
В Европейском союзе в 1 килограмме консервов может содержаться не более 5 мг канцерогена, а в России и того меньше — не более 1 мг. Запрещенные для ввоза в РФ латвийские шпроты не соответствовали не только российским, но и европейским нормам.
Только в Москве было забраковано около 150 тысяч банок. Массовые партии недоброкачественных консервов были обнаружены в Калининграде, Липецке и Воронежской области.
«Наши нормы жестче, но даже европейским нормам ряд партий не соответствует», — подчеркивал глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
Его белорусский коллега — главный государственный санитарный врач Беларуси Михаил Римжа, — комментируя «Белорусским новостям» сегодняшнюю ситуацию, заверил: «Мы регулярно проводим исследования, постоянно проверяем шпроты, в том числе на бензопирен». Однако от того, чтобы успокоить белорусских потребителей, подтвердив их защищенность, Михаил Римжа воздержался, направив за информацией в Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
Заведующая отделением гигиены питания центра Анжела Скуранович смогла сообщить следующее: «Шпроты в масле подлежат в Беларуси гигиенической регистрации. При этом анализ продукции проводится лабораторным путем, исследуются токсичные элементы, в том числе бензопирен. На данный момент у нас имеется три отказа в государственной гигиенической регистрации по причине превышения норм содержания бензопирена». По ее словам, речь идет о трех различных поставщиках, в число которых компания «Коралл Плюс» не входит.
То есть продукция «Коралл Плюс» по-прежнему распространяется на белорусском рынке?
Уклонившись от ответа, А.Скуранович описала механизм выдачи удостоверения импортера рыбных консервов: «Если поставщик планирует завозить в Беларусь продукцию, подлежащую государственной гигиенической регистрации, он должен получить удостоверение. В случае несоответствия установленным у нас требованиям, он удостоверение не получает. Соответственно, лишается права ввоза этой продукции на белорусскую территорию. Кроме того, по нашему законодательству он должен вернуть эту продукцию поставщику или производителю и письменно проинформировать нас о дальнейшем пути этой продукции».
Между тем, по данным Роспотребнадзора, провернувшего в прошлом году огромную работу «над консервами», в основном вредное вещество содержится в консервах с наименованием «Рижские шпроты в масле с луком», «Шпроты в масле», «Паштет шпротный», «Салака копченая в масле».
Многократное превышение содержания бензопирена было выявлено в консервах производства компаний «Унда», «Лицис-93», «Улмес», «Гамма-А», «Коралл Плюс», «Сабиедриба», «Царникавас» и Вентспилского рыбоконсервного комбината.
Четыре образца не отвечали требованиям и по органолептическим показателям. Роспотребнадзором установлено, что поставщиками данной продукции выступили, в частности компании, «Компо-М», «Балтком» и «СНС Продсервис».
А в Воронежской области, где было запрещено к продаже свыше 280 тысяч банок шпрот, присутствие в них бензопирена превышало допустимую норму до 37 раз.
Беларусь сохранила тогда стоическое спокойствие. «Контроль за качеством латвийских шпрот ведется в обычном режиме», — сообщил в октябре, в разгар скандала, белорусский министр экономики Николай Зайченко, добавив, что Госстандартом фактов обнаружения запрещенных веществ не обнаружено: «Я не располагаю информацией о выявлении в Беларуси фактов, позволяющих говорить о том, что у нас есть массовые нарушения каких-то параметров по этой продукции».
Посол Латвии в Беларуси Майра Мора попыталась, со своей стороны, объясниться: «Вредные вещества, о которых идет речь, — это не примеси или химикаты. Шпроты подвергаются копчению, а употребление копченых продуктов считается вредным для здоровья. Но это наша традиционная пища; другие тоже любят копчености. Если их не коптить, исчезнет вкус, который мы любим».
Обсудим?