Мать Дмитрия Завадского: с ужасом думаю, что дело об исчезновении сына могут закрыть

 

В 2009 году исполняется 10 лет с момента исчезновения экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко, и.о. председателя Верховного Совета XIII созыва, председателя Центризбиркома Виктора Гончара, бизнесмена Анатолия Красовского, и девять лет — со дня исчезновения оператора ОРТ Дмитрия Завадского, напоминает БелаПАН.

На пресс-конференции, которая прошла 17 августа в минском офисе Партии БНФ, была дана оценка ходу расследования этих громких уголовных дел и зачитано обращение жен и матерей к главам ряда государств, правительств и ПАСЕ с просьбой оказать давление на белорусские власти для установления правды о судьбе пропавших людей.

По словам Зинаиды Гончар, требования родственников исчезнувших ознакомиться с результатами промежуточного этапа расследования ни к чем не привели. "Более того, последний, третий, следователь Варавко, который ведет дело моего супруга, вообще отказывается от каких-либо контактов, — сказала она. — Мы постоянно получаем отписки. И в этом деле доходит даже до маразма: моего мужа уже два раза приглашали повесткой в РУВД с просьбой оставить отпечатки пальцев по взрыву в Минске в прошлом году".

Как сообщила супруга пропавшего, пресс-конференцию было решено провести за месяц до десятилетнего срока исчезновения Виктора Гончара и Анатолия Красовского, с тем чтобы генпрокурор Беларуси, к которому подготовлено обращение, "очень обстоятельно ознакомился с материалами дел и в любой форме до 16 сентября отчитался о результатах расследования этих дел перед общественностью".

Мать Дмитрия Завадского Ольга добавила, что люди, обвиненные в причастности к громким исчезновениям, осуждены три года назад. "Своей вины они не признали. Я думаю, что работа по делам пропавших сейчас не ведется, потому что все наши попытки потребовать протоколы следственных действий на протяжении всех этих лет, а особенно за последние три года, ничем не закончились. Нет человека — нет проблем, считают они, — сказала Завадская. — Виновны ли осужденные люди, судом не доказано. Складывается впечатление, что власти не заинтересованы в раскрытии этих дел. С ужасом думаю, что за давностью лет дело могут закрыть — это самое страшное для меня".

Правозащитник Гарри Погоняйло также убежден, что вина осужденных Игнатовича и Малика не доказана, достоверность изложенных фактов и представленных доказательств вызывает сомнения.

"По этим делам власти ведут себя достаточно противоречиво, — отметил он. — Если суды признали, что Виктор Гончар и Анатолий Красовский без вести пропали, а Дмитрий Завадский признан умершим, то в отношении Юрия Захаренко решение до сих пор не принято".

Организация похищений и возможных убийств известных в Беларуси людей — это проблема, которую пока не может убрать с повестки дня Брюссель и которую не могут обойти власти, считает политик Анатолий Лебедько. "Эти два обстоятельства придают проблеме актуальность несмотря на то, сколько времени прошло со дня их пропажи, — сказал он. — Люди в Беларуси эту проблему никому не простят, и международное сообщество не может закрыть глаза на этот вопрос. У нас есть информация, что белорусские власти в ближайшее время попробуют, как говорят в народе, найти козлов отпущения. Им нужно закрыть вопрос малой ценой таким образом, чтобы на скамье подсудимых не сидели организаторы. Ведь к президентской кампании Лукашенко нужно выйти чистым, белым и пушистым, с тем чтобы к нему не было претензий".