Сдаст ли новый министр образования первый экзамен?

Судьба задержанных 19 декабря студентов и преподавателей определит атмосферу, в которой будет развиваться белорусское образование...

 

На посту министра образования Беларуси физик Сергей Маскевич сменил физика Александра Радькова. Может ли новый министр изменить курс белорусского образования? Во многом то, как поступит министерство со студентами и преподавателями, задержанными 19 декабря, определит будущую атмосферу, в которой будет развиваться образование, считают эксперты.

Что и кому Радьков оставил в наследство?

Александр РадьковЗа годы руководства Министерством образования Радькова хвалили сверху и были недовольны происходящим в образовании снизу.

Так, в 90-е годы в стране началась реформа образования. В числе прочего она предусматривала переход на 12-летний срок получения среднего образования и многоуровневую подготовку специалистов. Тогда появились новые типы образовательных учреждений, направленные на раскрытие индивидуальных способностей.

Александр Радьков был назначен министром в августе 2003 года.

За год до первого выпуска обучавшихся по 12-летней программе школьников всё было зачеркнуто. В 2008 году власти провели реформу, и белорусская школа с 12-летки снова перешла на 11-летку.

Отметим, что Радьков все-таки пытался защищать 12-летнее обучение. Его не услышали, и он изменил позицию, став в ряды сторонников и исполнителей очередной реформы. Радьков смирился и высказал уже другое мнение. «Качественного образования можно добиться и в 11-летней, и в 12-летней школе, — говорил он в июне 2008-го. — Важно, чтобы мы учли пожелания родителей и дали возможность развиваться детям».

Также в 2008 году было ликвидировано профильное обучение и уменьшено количество часов на изучение иностранного языка.

Именно в тот год наиболее четко проявилась непоследовательность образовательной политики в Беларуси.

Так, уже в 2009 году Минобразования, например, решило, что изучать иностранные языки наши дети должны еще тщательней, чем в дореформенные времена.

Из стороны в сторону в прошлом году шарахалась позиция государства относительно присоединения Беларуси к Болонскому процессу — от заявлений Лукашенко, что нам не надо ни за кем бежать, до его поручения начать процедуру присоединения.

Начатый в свое время перевод школы на 12-летнюю систему обучения являлся, по сути, одним из шагов для перехода на двухступенчатое высшее образование, что является одним из требований Болонского процесса. Предполагалось, что последние два года будет делаться упор на профильное образование школьников по выбранным предметам, чтобы они затем могли получить степень бакалавра (первая ступень высшего образования) и их знания не были куцыми.

При этом эксперты сомневаются, что перереформированная образовательная система Беларуси сможет эффективно пользоваться преимуществами единого европейского образовательного пространства и сможет в своем нынешнем виде соответствовать его принципам.

Не допустит ли новый министр репрессий в отношении студентов, задержанных 19 декабря?

МаскевичСергей Маскевич — доктор физико-математических наук, профессор физики, академик Международной академии образования. В последние годы возглавлял комиссию Палаты представителей Национального собрания по международным делам и связям с СНГ. Окончил Гродненский государственный педагогический институт, ректором которого был с 1997 по 2005 годы, после чего начал депутатскую карьеру.

Смена руководства профильного министерства не является предпосылкой к изменениям в системе образования. Это, скорее, замена из числа вынужденных, так как бывший министр Александр Радьков назначен первым заместителем главы Администрации президента. Да и решения в Беларуси по основополагающим вопросам принимаются все же не в министерствах.

Система образования в Беларуси должна быть не громоздкой и работоспособной, сказал во время назначения Маскевича глава государства Александр Лукашенко. Обращаясь к новому министру, Лукашенко отметил, что «ломать там уже, наверное, не надо ничего, но шлифовать придется».

Лукашенко также обосновал причину назначения на должность министра именно Сергея Маскевича: «Я не скажу, что в системе нет толковых людей. Нам нужен профессионал, знающий дело, но как бы со стороны, который уже посмотрел на эту систему, отойдя от нее».

Председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимир Зданович также считает, что новый министр образования — толковый.

«Работа министра образования тяжелая. Все хорошо понимают или думают, что понимают, как должно развиваться образование, поэтому и много претензий к системе. Мне кажется, что перемен особых происходить не будет. Думаю, что после тех, которые уже произошли, люди их не поймут», — отметил Зданович в интервью Naviny.by.

В Болонский процесс Беларусь будет идти с новым министром, подчеркнул Зданович. А то, что идти придется, отражено и в Кодексе об образовании.

Профессор Владимир Дунаев, бывший проректор Европейского гуманитарного университета, сказал в интервью Naviny.by, что назначение нового человека на пост министра образования — шанс покончить с наследием прошлого руководителя, приведшего к самоизоляции образовательного пространства Беларуси.

«Если новый руководитель будет стараться вписать белорусскую систему образования в единое пространство высшего образования и научных исследований Европы, у белорусского образования есть шанс выйти из затяжного кризиса, в котором оно сейчас находится», — считает Дунаев.

Сейчас, отмечает Владимир Дунаев, количественные достижения в образовании не сопровождаются качественными. У нас дают не то образование, которое необходимо экономике и рынку труда.

По мнению Дунаева, один из первых вопросов, который станет перед Маскевичем — как поступить со студентами, задержанными за участием в акции 19 декабря. Начнут ли исключать их из вузов?

«Хотелось бы, чтобы министр помнил о том, что есть незыблемые академические ценности. То, что они были в Беларуси в забвении, не значит, что их не существует вовсе. Было бы хорошо, чтобы новый министр нашел в себе силы защищать академические свободы. И самым зримым свидетельством этого стало бы то, что тех, кто подвергся репрессиям из-за участия в акции (студенты и преподаватели), не исключили из вузов и сохранили им работу. У студенческой молодежи есть право мирно протестовать, когда она не согласна с тем, что происходит в стране», — отметил профессор Дунаев.


  • О каких изменениях может идти речь, главное условие получения должности в стране, беспрекослрвное выполнение указаний единственно умного, превосходного, т.е. того, кто выше бога.
  • Если новый Министр образования не будет писать и говорить по-белорусски, то это такое же "шило" или "мыло".
  • Сдать экзамен ему трудновато, поскольку он не желает говорить на белорусском, является сторонником неконституционного введения в образовательный кодекс об исключении из школы учеников и др.
  • По белорусскому языку он проваливает экзамен, поскольку в год родного языка не желает говорить на нем.