Статистика раковых заболеваний в Беларуси искажена

Пишут врачи первую-вторую стадии, когда есть четвертая. А это не только искажает истинные результаты диагностики, но главное — осложняет лечение пациентов...

В Беларуси существует проблема поздней выявляемости онкологических заболеваний и искажения статистики заболеваемости, что плохо не только само по себе, но и лишает больных раком качественной онкологической помощи.

Заболеваемость раком в Беларуси ежегодно увеличивается в среднем на 27,9%, а смертность уменьшается на 7,9%, что является положительной тенденцией в лечении онкологических заболеваний. Однако в Беларуси в течение года умирает четверть из тех, у кого выявлен рак.

«Высока одногодичная летальность, что очень расстраивает», — сказал директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова Олег Суконко 20 декабря на республиканской научно-практической конференции в Минске.

Во многом это связано с тем, что за последние годы практически ничего не изменилось в выявлении рака на ранней стадии, отметил Суконко. Ситуация в настоящее время далека от той, которая должна быть. Годы идут, в онкологию вкладываются огромные средства, а рак выявляют далеко не в такой ранней стадии, как хотелось бы. И судя по всему, еще реже, чем показывает официальная статистика.

Согласно данным онкологической службы, в 2007 году среди вновь выявленных случаев рак I-II стадии составил 58,6%, III стадии — более 23%, IV стадии — 13,6%. В 2012 году аналогичные показатели были таковы — 61,2%, 23% и 11,5%. То есть, подчеркнул Олег Суконко, за пять лет ситуация практически не изменилась.

Более того, директор РНПЦ указал на противоречие, существующее между показателем годичной летальности и долей случаев выявления рака в четвертой стадии.

По его словам, в онкологической службе, «мягко говоря, чуть-чуть не так интерпретируются данные, они подгоняются под модели конечных результатов, то есть завышается число ранних стадий и занижается поздних». Это означает, пояснил Олег Суконко, что «пишут врачи первую-вторую стадии, когда есть четвертая». А это не только искажает истинные результаты диагностики, но главное — осложняет лечение пациентов.

В качестве примера директор РНПЦ привел заболеваемость раком шейки матки, для выявления которого в течение нескольких десятков лет проводится скрининг всего женского населения путем цитологического исследования. Это исследование делают каждой женщине минимум один раз в год при визите к гинекологу. Основная цель взятия мазка — выявление тех изменений в клетках шейки матки, которые впоследствии могут перерасти в раковые образования.

Казалось бы, при таком охвате рак шейки матки должен выявляться в начальной стадии или в предраковом состоянии. Однако случаи выявления рака шейки матки в четвертой стадии составляют 10%. Для сравнения в Польше (там не проводится массовый скрининг) — 3,8%, в Нидерландах — 4,4%.

Тревожным является и показатель соотношения смертности и заболеваемости по раку шейки матки в Беларуси — 36,3%. Для сравнения: в Германии — 20,7%, а в целом в европейском регионе — 29,2%. Около 5% женщин, больных раком, умирают в Беларуси от рака шейки матки (в целом в Европе — 2,34%).

Среди причин создавшейся ситуации Олег Суконко назвал отсутствие полного цикла скрининга рака шейки матки и нехватку специалистов, прошедших обучение приготовлению и чтению мазков по современной методике Папаниколау.

Говоря о скрининге рака молочной железы, Олег Суконко отметил, что в 2012 году был начат пилотный проект в двух поликлиниках Минска, в рамках которого планировалось обследовать 21 840 женщин в возрасте 50-69 лет. Выполнено 3489 маммографий, выявлено 67 пациенток с доброкачественными опухолями и 28 с раком молочной железы (большинство в ранней стадии).

Маммография показана женщинам в возрасте старше 50 лет или по особым показаниям после консультации у врача. Самая уязвимая группа — женщины в возрасте 50-69 лет. В возрастной группе 40-50 лет риск заболеть раком груди имеет одна из 40 женщин, в возрасте 75 лет — одна из 25.

Женщинам не следует надеяться только на самообследование, подчеркнул, так как самообследование может создать ложное чувство благополучия, которое мешает женщинам прибегнуть к более надежным методам выявления заболевания. При любых подозрениях или сомнениях относительно здоровья груди врачи настоятельно рекомендуют не затягивать визит к доктору.

Для проведения масштабного скрининга рака молочной железы, отметил Олег Суконко, в Беларуси нет достаточного количества маммографов, а также имеется дефицит врачей-рентгенологов. Для решения проблемы планируется расширить производство белорусской маммографической аппаратуры.

В рамках пилотного проекта по выявлению колоректального рака, начавшегося в 2013 году в Солигорске, до 2015 года включительно планируется обследовать 2500 пациентов в возрасте 55 лет. Им будут проведены определенные анализы и колоноскопия под наркозом. Олег Суконко отметил, что сегодня есть проблема необученности специалистов проведению колоноскопии под наркозом, в результате чего такая процедура проводится без обезболивания, что порой усложняет диагностику.

При подозрении на рак важно доводить диагностику до конца, подчеркнул специалист. Например, в случае повышенного уровня гормона ПСА у мужчин (указывает на риск заболевания раком предстательной железы), необходимо делать биопсию.

Препятствием для этого является то, что в Беларуси существует дефицит специалистов, которые могу провести шеститочечную биопсию предстательной железы. Существует также недостаток подготовленных специалистов для интерпретации биопсийного материала.

Директор РНПЦ отметил, что реальная стоимость обследования на рак предстательной железы составляет в Беларуси 175,6 доллара в эквиваленте, а лечение пациента с четвертой стадией заболевания стоит около 10 тыс. долларов в год. Поэтому вкладывать деньги в диагностику гораздо выгоднее и с экономической точки зрения.

В организации скрининга онкологических заболеваний в Беларуси есть целый ряд сложностей. В частности, Олег Суконко назвал нехватку специального оборудования, сложности перепрофилирования медперсонала с «рутинных формальных профосмотров» на скрининговые программы. Существует также проблема дефицита кадров, недостаточной подготовки персонала, нехватки компьютерного оборудования и программ для хранения результатов скрининга.

Для преодоления имеющихся трудностей, сказал Суконко, в стране открыты скрининговые центры. На них возложена обязанность постепенной организации проведения скрининга по четырем локализациям рака — колоректальному, предстательной железы, шейки матки и молочной железы — с полным циклом мероприятий в соответствующем регионе, а также осуществления экспертной и образовательной функции. Выявляемость онкологических заболеваний не улучшится, «если не начнут проводиться нормальные пилотные проекты по выявлению определенных локализаций рака, дающих большее число случаев заболеваний в стране».

«Скрининги позволяют выявить заболевание на ранней стадии, вовремя провести лечении и сохранить жизнь человеку, — отметил директор РНПЦ. — Никакие профосмотры не заменят скрининги».


  • В конце марта 2013 года столкнулась с вопиющим случаем: мою умирающую родственницу выписали из онкодиспансера г. Минска на вторую группу инвалидности. И в силу того, что это вторая группа, а не первая, в том же диспансере потребовали кучку бумаг для того, чтобы поставить ее под опеку хосписа. Мало того, еще и допытывались: кто вас надоумил обратиться на этот счет. К тому моменту больная мучалась бессонницей больше недели. Помогло вмешательство поликлиники по месту жительства, зав. отделением которой, основываясь на выданной диспансером выписке из истории болезни, просто вызвала сотрудников хосписа к больной. Эти сотрудники оказали огромнейшую помощь как по уходу за больной, так и психологическую. На фоне отношения онкодиспансера это потрясло. А группу пришлось срочно опротестовывать. Как раз успели за пару недель до ее смерти, наступившей 5 июня.