«Беларусь без крайностей». Соскучились по Прокоповичу
Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре...
Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
«Либеральный клуб» для Naviny.by
Евгений Прейгерман
Времена мировой турбулентности
Происходящие в мире события не оставляют сомнения: мы являемся свидетелями начавшегося процесса преобразования мироустройства. Насколько долгим и радикальным может быть этот процесс — сказать невозможно. Но сюрпризов и вызовов всему человечеству и отдельным странам он, по всей видимости, готовит множество. Как гласит известная китайская мудрость:
«Не дай вам Бог жить во времена перемен!»
Многое из того, что становится реальностью в мировой политике, еще год-два назад было сложно себе представить. Не будем в очередной раз останавливаться на кейсе Крыма, ужасных событиях на востоке Украины, а также зверствах так называемого «Исламского государства», которые сегодня являются наиболее шокирующими символами меняющегося мира. О том, что глобальная и региональные системы международных отношений вошли в динамику, говорят и куда более позитивные события последних дней.
Например, историческое рукопожатие лидеров США и Кубы, которые впервые с 1959 года обменялись комплиментами и подтвердили готовность восстановить дипломатические и экономические отношения. Или прогресс в переговорах по иранской ядерной программе. Несмотря на большую неопределенность и постоянно возникающие новые сложности, эти договоренности способны серьезно перекроить геополитические и геоэкономические расклады, притом не только на Ближнем Востоке.
О неизбежности больших (пусть, вероятно, и медленных) перемен говорит и содержание начавшейся избирательной кампании в парламент Великобритании. Повестка этих выборов, общественная дискуссия и расклад сил неизбежно ставят британцев перед необходимостью принимать исторические решения, которые скажутся и на них самих, и на Европе, и на бывшей британской империи.
Все это, конечно, не вчера началось. Мир даже в самые стабильные времена не стоит на месте: он слишком сложен и многогранен, чтобы консервироваться в рамках принимаемых большинством систем. И как только история дает шанс накопленным противоречиям выйти наружу — вот тут и начинается турбулентность, которая в любой момент может перерасти в землетрясение.
Небольшим странам во времена турбулентности могут помочь везение и общественный интеллект. На первое можно только надеяться, а над вторым необходимо безотлагательно работать! Для этого приглашаем присоединиться к очередной дискуссии «Либерального клуба» о будущем Восточной Европы.
Антон Болточко
Долгосрочный рост или предвыборный?
Премьер-министр Андрей Кобяков выразил уверенность, что «в ближайшее время страна вернется к тому состоянию, которое было до изменения ситуации на финансовом рынке». Есть ли реальные предпосылки к тому, чтобы слова главы правительства не оказались популистской речью?
С одной стороны, статистические данные за последние два месяца подтверждают стабилизацию ситуации в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке: былых темпов прироста денежной эмиссии нет (с начала года денежная база сократилась на 1,5%), требования банков к экономике снижаются (за февраль на 1,7%), инфляция в марте притормозила до 0,8%, а население уже второй месяц подряд возвращает валюту в обменные пункты, что позволяет Нацбанку удерживать стоимость корзины валют в диапазоне +5%.
С другой стороны, вышеперечисленные результаты являются следствием чрезвычайной политики (действия Нацбанка, Минторга и т.п.), которую власти проводят с конца прошлого года. Высокие процентные ставки в очередной раз подогревают интерес белорусов к депозитам в национальной валюте, что приводит к росту продажи инвалюты. Инфляция была остановлена по приказу Минторга, а также по причине падения доходов населения, которое стало менее активным на рынке. Курс белорусского рубля стабилен, но еще неизвестно, сколько стоит эта стабильность.
Так смогло ли правительство своими действиями заложить основу для долгосрочного экономического роста в стране?..
В очередной раз закрадывается мысль: всё, что мы сегодня наблюдаем в экономике, не более чем формирование позитивного информационного фона для очередных президентских выборов, которые должны пройти в конце 2015 года.
Никита Беляев
Этичность белорусской коррупции
9 апреля белорусские депутаты приняли в первом чтении законопроект «О борьбе с коррупцией». К сожалению, документ не лишился своих слабых сторон. Скорее, наоборот. Разработчики решили не закреплять рациональный механизм, распространенный в мировой практике: публичное декларирование доходов чиновников. Объясняется это тем, что опубликование доходов чиновников неэтично. Во всяком случае, такое мнение высказал генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк.
Между тем, очевидно, что распределение заработных плат в системе госуправления должно быть основано на принципе публичности — хотя бы потому, что финансируется работа чиновников из бюджета, народных средств.
К тому же, отсутствие этой нормы в законе означает, что его разработчики не выполнили поручение президента по законодательному закреплению практики опубликования доходов чиновников. Повлечет ли это какие-нибудь последствия — увидим в ближайшее время.
Хороший вопрос, который заставляет задуматься: почему в нашей стране опубликование доходов чиновников — это покушение на этические каноны, а в большинстве стран с низким уровнем коррупции — это вполне нормально?
Можно предположить, что без закрепления в антикоррупционном законодательстве публичности доходов чиновников ожидать какого-то прорыва в борьбе с коррупцией глупо, а само обновление законодательства превращается в простую формальность. Ведь многие нормы законопроекта дублируют уже существующие механизмы.
Что же касается введения запрета на трудоустройство на госслужбу бывших чиновников, которые были уволены по дискредитирующим обстоятельствам — это, скорее, очевидная часть современной кадровой политики. Однако в свете невысокой престижности госслужбы (что еще раз показало прошлогоднее исследование) сама по себе такая мера вряд ли остановит потенциальных коррупционеров.
Характерно, что все это происходит практически в одно время с подписанием декрета, направленного на борьбу с т.н. тунеядством. Получается, что белорусский законодатель принимает неоднозначный документ, объясняя это обязанностью граждан финансировать госрасходы, при этом публичность этих самых расходов на зарплаты чиновников остается под запретом…
Вадим Можейко
Станут ли школьники культурнее от МХК?
В 2008 году из школьной программы убрали предмет «Мировая художественная культура» (МХК). Теперь же культуру в школы вернут, за что выступает новый министр образования Михаил Журавков. С пятого класса «Отечественная и мировая художественная культура» будет преподаваться по модульному принципу: от базовых знаний, близких к предметам «Музыка» и «Рисование», к более серьезному уровню в старших классах.
Сам факт возврата такого предмета в школы можно, безусловно, только приветствовать: будущим поколениям белорусов пригодятся не только химические задачи на валентность и знания видов бобовых растений, но и знакомство с творчеством Шуберта, Боттичелли, Огинского, Шагала и Малевича. Однако просто внести предмет в школьное расписание мало. Здесь возникают два принципиальных вопроса: кто и как будет его преподавать?
По словам замминистра образования Раисы Сидоренко, учителями обновленного МХК станут «прежние учителя мировой художественной культуры, а также педагоги, у которых этот предмет был не основным». Таким образом, специальной подготовки или привлечения в школы новых специалистов (например, выпускников вузов сферы культуры) не планируется, а обучать новому предмету будут учителя музыки и еще какие-то «не основные». Других предметов, связанных с искусством, в школах нет, и потому сложно предположить, какова же будет основная специальность этих педагогов — русский язык и литература, математика, история, химия, физкультура?..
Содержание учебного процесса — второй вопрос, вызывающий опасения. Как отмечал «Либеральный клуб» в своем альтернативном учебном пособии по «Обществоведению», сегодня в школьных предметах доминирует навязывание «достаточно упрощенных и однозначных ответов на сложные вопросы, вместо того, чтобы показывать все разнообразие существующих мнений» и развивать у школьников навыки критического мышления. Для гуманитарных предметов — таких как «Обществоведение» и МХК — подобный подход в корне неверен и мало чему может научить школьников. Дополнительной проблемой становится отсутствие учебников (и тем более — хороших) даже по старой версии предмета. О разработке новых учебников тоже ничего не было слышно.
Без адекватных ответов на эти вопросы достижение реального эффекта от возвращения в школы обновленного курса МХК вызывает большие сомнения.
Александр Филиппов
Минск — не Луанда и не Нджамена
6 апреля агентство «Минск-Новости» в сюжете о долгостроях в столице привело слова зампредседателя Мингорисполокома Виктора Лаптева: «… ситуация в строительстве тяжелая. Основная проблема — «упавший» рынок, отсутствие сбыта квартир». Тема получила развитие в одном из репортажей портала TUT.By. В нем приведены слова анонимного эксперта о причинах охватившего отрасль кризиса и путях выхода из него.
Комментировать слова анонимного эксперта не совсем корректно, однако есть все основания полагать, что строительный бизнес, в целом, солидарен с его мнением. Предлагаемый «экспертом» рецепт прост и неоригинален: включить печатный станок и активизировать кредитование строительной отрасли. В качестве образца для подражания была приведена политика Петра Прокоповича.
К сожалению, эксперт не потрудился объяснить, почему при Прокоповиче цены на жилье в Минске превысили уровень многих европейских городов при несопоставимых зарплатах (естественно, не в пользу белорусов)? Сколько из так называемых «льготников» построили себе за счет всего общества по 3-4 и более квартир? Каков вклад подобной политики в сфере строительства в уже пятикратную с марта 2011 года девальвацию белорусского рубля? Каков ее же вклад в запустение белорусских регионов в связи с тем, что «жизнь в Беларуси есть только в Минске»?
Конечно же, «эксперт» ни словом не обмолвился о тех прибылях, которые положили себе в карман воротилы строительного бизнеса, неплохо заработав на попытке государства стимулировать внутренний спрос через строительство. Качество и сроки ввода в эксплуатацию возводимого в Беларуси жилья тоже далеко не всегда можно назвать идеальными.
«Эксперту», по-видимому, хотелось бы получать как в США, а работать, как, например, в Анголе или Чаде. Столицы этих африканских государств в 2014 году были признаны самыми дорогими городами для проживания иностранцев.
За отсутствием притока иностранцев, строители в Беларуси при помощи государства «дозарабатывали» на соотечественниках. Однако не все белорусы хотят видеть свою страну Чадом или Анголой на европейском континенте. И если уж и входить в топ дорогих городов, то за счет развитой экономики и высоких доходов населения, а не за счет бесконечных девальваций и прочих «прелестей», к которым неизбежно приведут пожелания строительного лобби.
Обсудим?