Как власти Беларуси будут реанимировать регионы?

В последние десятилетия, несмотря на значительные объемы финансирования госпрограмм, уровень развития районов во многих случаях существенно не изменился.

В этом году правительство по требованию президента активно занялось экономикой регионов. Топ-чиновники с марта постоянно выезжают на места, чтобы разобраться в сути региональных проблем. К настоящему времени, по информации БелаПАН, власти уже разработали некоторые меры поддержки регионов. Удастся ли благодаря им реанимировать депрессивные районы страны?

экономика регионов
На карте Беларуси присутствуют экономически болевые точки

 

Район в руинах, а будет при деньгах

В минувший четверг, 8 июня, министр экономики Владимир Зиновский посещал Оршанский район и презентовал местным властям и бизнесу структуру Программы социально-экономического развития региона. Визит топ-чиновника в Оршу неслучаен — не далее как в апреле Александр Лукашенко во время ежегодного послания в парламенте потребовал от правительства Оршанский район «поднять из руин и пепла».

Нынешнюю ситуацию на Оршанщине сложно назвать удовлетворительной. Промышленное производство снижается, трудоспособное население сокращается, а почти треть предприятий района являются убыточными (по данным за первый квартал 2017 года).

После апрельских заявлений президента о необходимости поднять с колен Оршанский район этим вопросом усиленно занимались практически все руководящие работники правительства. Поэтому сомнений в том, что Оршанскому району помогут, нет никаких — интрига заключается лишь в том, каким образом.

Судя по словам министра экономики, на сегодняшний день подготовлена структура Программы социально-экономического развития Оршанского района, а впереди более сложная задача — определение конкретных мер восстановления экономической активности в регионе.

«Её наполнение мы будем детально отрабатывать не только с местной властью, министерствами и концернами, но и с бизнесом», — пояснил Владимир Зиновский.

По информации БелаПАН, уже рассматриваются разные варианты того, каким образом вывести экономику Оршанского района из плачевного состояния, в котором она оказалась.

В частности, предусматривается модернизация Оршанского инструментального завода, предполагается, что другие промышленные предприятия страны будут размещать там свои заказы. Не исключено, что и «Амкодор» придет в Оршанский район. Там ему могут выделить площадки для создания новых производств.

Вдобавок к этому на территории Оршанского района планируется активно развивать сельское хозяйство и строить молочнотоварные фермы за счет китайских кредитов. Вероятно также, что и Банк развития выделит финансовые ресурсы для оказания помощи сельскому хозяйству района — соответствующие вопросы уже прорабатываются.

Так что можно не сомневаться, что за счет вливания серьезных денег Оршанский район в ближайшие годы восстанет, как требует президент, «из руин и пепла». Другое дело, что в той же Витебской области Оршанский район — не единственный проблемный.

По данным за первый квартал 2017 года, почти 75% промышленного производства области обеспечивали Новополоцк и Витебск. Еще 6% промпроизводства приходилось на упомянутый Оршанский район, а вклад остальных районов в промышленный результат области был еще ниже — от нуля до 2%. Поэтому поднимать с колен нужно не только Оршанщину, но возможность помочь всем у правительства вряд ли появится.

 

Детское пособие спасает от бедности

Экономическая ситуация в регионах обсуждалась в последней декаде мае в рамках серии региональных конференций, которые состоялись в Бресте, Гродно, Витебске, Могилеве и Гомеле. Эксперты Исследовательского центра ИПМ и Научно-исследовательского экономического института Минэкономики, выступавшие на конференциях, констатировали, что уровень развития районов сегодня предопределяется тем промышленным наследием, которое им досталось с советских времен.

«В 1970-е в Беларуси разработали схему распределения производительных сил, и она во многом обусловливает нынешнее различие регионов», — отметил в комментарии для БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Он констатирует, что в последние десятилетия, несмотря на значительные объемы финансирования госпрограмм, уровень развития районов во многих случаях существенно не изменился.

«По факту мы сегодня видим, что госинвестиции, которые направлялись в регионы, во многих случаях не оказали долгосрочного положительного эффекта и не привели на уровне районов, как ожидалось, к росту благосостояния населения. По сути, инвестиции были освоены, однако устойчивый экономический рост регионов они не обеспечили», — отмечает Александр Чубрик.

Явным подтверждением этого является сложная ситуация на рынке труда во многих районах, которая характеризуется низким уровнем зарплат. По расчетам экспертов, если бы не получение семьями пособия по уходу за ребенком (составляет 260-300 рублей в месяц), уровень бедности в регионах мог существенно возрасти.

«По регионам мы оценивали вначале фактический уровень бедности, а затем рассчитывали ее динамику в случае, если бы женщины не получали пособие на детей. В Могилевской области в этом случае уровень бедности в 2016 году мог вырасти существенно — с 7,5% до 12,4%, в Гомельской — с 6,5% до 9,8%», — рассказал корреспонденту БелаПАН экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

Сохранение неблагополучной ситуации с занятостью в районах приводит к тому, что население там сокращается. Независимые эксперты уверены, что кадры — это тот потенциал, который регионам нельзя терять. Сложно с оптимизмом смотреть, например, на Россонский район Витебской области, население которого составляет менее 9,5 тыс. человек и продолжает постоянно убывать.

«Регионам для развития нужны инвестиции, которые создают новые рабочие места. Создание инфраструктуры — неотъемлемое условие для того, чтобы частные инвестиции в регионы приходили», — полагает Глеб Шиманович.

По мнению экспертов, для развития частного бизнеса в регионах необходимо значительно упростить процедуру предоставления (продажи) малым и средним предприятиям в собственность арендуемой недвижимости.

«Кроме этого, в местных бюджетах должны быть материальные ресурсы, которые можно было бы направить на создание инфраструктуры под развитие частного бизнеса в регионах», — полагает Александр Чубрик.

По его мнению, если госинвестиции не создают почву для развития частного сектора, они не способны обеспечить устойчивое развитие экономики.

Этот факт в очередной раз подтвердил Нацбанк, который 8 июня опубликовал отчет о состоянии финансовой стабильности в стране. Там регулятор констатировал, что «неудовлетворительное состояние ряда государственных предприятий является проявлением одной из основных проблем белорусской экономики — низкой инвестиционной отдачи финансовых ресурсов».

Госинвестиции в госсектор последних двух десятков лет не обеспечили устойчивый экономический рост страны и регионов, в частности. Поэтому от того, как государство теперь решит «поднимать из руин и пепла» регионы, зависит, какое экономическое будущее будет у всей Беларуси.


  • Развитие проблемных серых регионов Беларуси будет зависеть от того какие гарантии будут обеспечиваться на законодательном уровне для частных инвестиций, свободу передвижения капитала, налоговые преференции (освобождение от налогов на срок от 5 до 10 лет новым предприятиям для развития, преференции налоговых послаблений и частичное освобождение от налогов существующие производства для концентрации оборотных средств и модернизации производства). Правительство и органы местной власти не должны вмешиваться в частные производства, в частный инвестиционный поток денежных средств. Освобождение от таможенных сборов на механизмы и оборудование ввозимое для новых производств и модернизации существующих. Иностранным инвесторам представление свободы перемещения финансов и товаров, освобождение полное или частичное (в зависимости от производства) от производственных налогов взамен на гарантии работы этих производств по новым не материало- и энергоемким технологиям и высоким уровнем заработной платы для работников, и закрытии производства после работы по не менее 5 лет без налоговых поступлений. Для местных предпринимателей решивших заняться производственным бизнесом выделять льготные долгосрочные кредиты с отсрочкой в выплатах до 5 лет и предоставления на льготных условиях или безвозмездно имеющиеся в собственности местных органов власти пустующих и неционально использующихся строений (производств). Освободить от любых финансовых нагрузок не предусмотренных законодательно. Благотворительностью могут заниматься только производства с устойчивым производственным ростом, не имеющим задолженностей ни перед кем и строго из резервного собственного фонда после погашения кредитных задолженностей.
  • Думаю на частниках экономику не поднять. То что предлагаете вы почему бы не применить к гос сектору, переведя гос сектор на льготные налоги (к примеру 50% от нынешних налогов), а высвободившиеся средства пойдут на развитие гос сектора.