Система радиационной безопасности Беларуси требует реформирования
Радиационным контролем и мониторингом занимаются сразу 9 ведомств, ежегодно проводится порядка 11 млн измерений, в системе радиационного контроля работают сотни специалистов...
В Беларуси необходимо реформировать систему радиационной безопасности. А в Островце следовало бы провести мониторинг нулевого облучения населения. Но мнения специалистов и экспертов государство пока не может подкрепить ни делом, ни рублем.
У девяти нянек дитя без глаза
О необходимости реформы системы радиационной безопасности заявил профессор кафедры гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) Владимир Тернов, выступая 11 сентября на международной научно-практической конференции «Здоровье и окружающая среда» в Минске.
По словам специалиста, средства, которые в Беларуси выделяются на систему экологического контроля и мониторинга, разобщены. Радиационным контролем и мониторингом занимаются сразу 9 ведомств, ежегодно проводится порядка 11 млн измерений на содержание радионуклидов, в системе радиационного контроля работают сотни специалистов, задействовано дорогостоящее оборудование.
«В такой ситуации, казалось бы, должны приниматься оптимизированные решения по радиационной защите, однако этого не происходит. Мы только измеряем, но дальше не двигаемся. Оптимизация служб должна позволить выйти на оценку доз радиации, полученных населением — внешних и внутренних, чего пока не происходит», — сказал Владимир Тернов.
Во многом причиной разобщенной работы системы является то, что в Беларуси «искусственно разделены контроль и мониторинг». При этом, считает Владимир Тернов, контроль должен быть частью мониторинга, а другими его составляющими — оценка и прогнозирование.
Например, в сложившейся системе радиационной безопасности соответствующие органы выявляют превышение содержания радионуклидов в продуктах, однако мониторинг накопления радиации у людей, которые употребляли такие продукты, не осуществляется.
Для оптимизации системы радиационного контроля предлагается создать единый независимый регулирующий орган по вопросам радиационной безопасности. Такая рекомендация Беларуси содержалась в докладе по итогам визита миссии МАГАТЭ еще в 2003 году, напомнил Тернов.
Необходимо также провести полную ревизию радиационного контроля в стране, считает специалист. «С точки зрения международных норм является нонсенсом», что в структуре одного министерства находятся и исполнительные, и контролирующие органы, как в разных сферах это бывает в Беларуси, отметил Владимир Тернов.
Он высказал надежду, что «наши предложения войдут в новую редакцию закона «О радиационной безопасности».
Контроль без анализа — деньги на ветер
В настоящее время в Беларуси радиационное облучение составляет незначительную часть облучения в целом: 25-30% облучения приходится на медицинские источники, остальное — природное облучение, отметила заведующая лабораторией радиационной безопасности НПЦ гигиены Елена Николаенко.
Она констатировала проблемы в согласованности позиций госорганов в части радиационного мониторинга и контроля. Например, данные о мониторинге Минздрав должен запрашивать у других ведомств. К тому же, соответственно изменениям в законодательстве, решение о проведении радиационного мониторинга каждое министерство будет принимать самостоятельно.
«Теоретически все согласны, что надо переходить к оценке существующего облучения, но делать этого не хотят. Санслужба проводит радиационный контроль, не мониторинг. Данные, поступающие из регионов, в частности Брестской, Гомельской, Могилевской областей, невозможно использовать для оценки доз облучения населения. В поступающей информации лишь указывается, больше или меньше республиканских допустимых уровень содержания радионуклидов было в той или иной пробе», — сказала она
В Беларуси распространен поверхностный взгляд на определение дозовой нагрузки, в результате чего риски для здоровья недооцениваются, отметил заведующий кафедрой Института имени Сахарова Николай Тушин.
«Мы говорим о том, что риски ниже некоего референсного уровня, но это не прогноз, а вопросы безопасности, — сказал Николай Тушин. — Если мы хотим прогнозировать последствия облучения, необходимо пользоваться феноменологическими моделями оценки риска. Понимание этого среди специалистов по радиационной безопасности на данный момент отсутствует. Многие считают, что если они определили эффективную дозу (величина, используемая в радиационной защите как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности. — Naviny.by), значит, спрогнозировали. Необходимо учитывать поглощенную внутреннюю дозу радиации. Надо понимать ограниченность коллективной дозы. Она подходит идеально для достижения безопасности, но не для прогнозов».
Островец — проблемная тема
В Беларуси необходимо провести мониторинг состояния здоровья населения, проживающего в регионе строительства белорусской АЭС, заявила старший научный сотрудник лаборатории радиационной безопасности НПЦ гигиены Виктория Кляус.
По ее словам, до ввода в эксплуатацию АЭС необходимо определить так называемые нулевые, существующие дозы облучения, чтобы судить в будущем, оказывает ли воздействие на население нормальная эксплуатация станции.
Также для оценки воздействия атомной станции на здоровье людей, проживающих в ее районе, необходимо провести исследование состояния здоровья населения до начала запуска АЭС, для чего необходимо сделать репрезентативную выборку людей.
Лаборатория также планирует определить параметры репрезентативного лица, то есть группу наиболее облучаемых лиц в результате деятельности атомной станции.
Однако в настоящее время не определены сроки такого исследования, не выделены средства на него, сообщила заведующая лабораторией радиационной безопасности НПЦ гигиены Елена Николаенко.
«В настоящее время стоит вопрос о создании системы мониторинга. К сожалению, время уходит, но это определенные финансовые затраты», — сказала Николаенко.
Отвечая на вопрос, будет ли использован в Беларуси международный, в частности, российский опыт проведения мониторинга, Елена Николаенко сказала: «Система мониторинга в Российской Федерации при строительстве каждой станции своя, хотя есть и общие подходы на основании ГОСТ. В целом, модель Российской Федерации очень критикуема, хотя методические рекомендации по проведению мониторинга в Беларуси могут быть использованы».
Обсудим?