Эквадор делает ставку на белорусские беспилотники

Беларусь и Эквадор продолжают обсуждать проект совместного предприятия по выпуску беспилотных самолетов.

 
Беларусь и Эквадор продолжают обсуждать проект совместного предприятия по выпуску беспилотных самолетов. Данный вопрос обсуждался 14 января в Минске на встрече заместителя председателя Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Петра Балтруковича и посла Эквадора в Беларуси Карлоса Ларреа Давила.
 
Ранее существование договоренности о реализации этого проекта подтвердил президент Эквадора Рафаэль Корреа.
 
Гуаякиль — крупнейший город Эквадора. Фото masterok
 
Следует сказать, что еще в конце 2013 года нашу страну посетила представительная делегация из Эквадора, которая знакомилась с достижениями белорусских ученых и инженеров в области высоких технологий.
 
Как сообщил тогда зампредседателя президиума Национальной академии наук (НАН) Беларуси Сергей Чижик, представителей Эквадора заинтересовали, в числе прочего, разработки БПЛА для охраны границ, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, анализа состояния природных ресурсов. И уже тогда, в 2013-м, возникли планы создать в Эквадоре совместную инженерную лабораторию для разработки и производства беспилотников.
 
Как полагают эксперты, намерение Эквадора сотрудничать в этом плане именно с нашей страной вполне объяснимо. Белорусские организации и предприятия демонстрируют значительные успехи в создании БПЛА различных типов и назначения.
 
Интерес к ним проявляют ряд стран СНГ, Азии, Африки и Южной Америки. В числе потенциальных покупателей чаще всего называются Вьетнам, Туркменистан, Куба.
 
Если говорить о конкретных организациях и предприятиях, которые могут оказаться полезными в этой области Эквадору, то в первую очередь следует упомянуть Физико-технический институт НАН, Военную академию Республики Беларусь, 558-й авиаремонтный завод в Барановичах, Минский авиаремонтный завод, частную компанию «КБ «Индела».
 
Учитывая рельеф местности и природно-климатические условия Эквадора, можно предположить, что там будут востребованы БПЛА средней и большой дальности.
 
В этом ряду первым следует назвать БПЛА тяжелого класса «Буревестник», созданный научно-производственным центром «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при Физико-техническом институте НАН. Аппарат может нести гиростабилизированный модуль с теле -, фото- и инфракрасной камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга.
 
Фото Дениса Федутинова, arms-expo
 
Аппарат предназначен для различных видов разведки (в том числе теле- и тепловизионной, радиоэлектронной и радиолокационной), выявления чрезвычайных ситуаций и оценки их развития, мониторинга сельскохозяйственных угодий, состояния экологической среды и т.д. С его помощью можно отслеживать и радиационную обстановку. Возможно применение для охраны правопорядка, границы и прилегающих территорий.
 
«Буревестник» способен действовать на удалении порядка 290 км от пункта управления, при этом задержка сигнала практически не ощущается.
 
Технические характеристики «Буревестника» таковы: масса — до 250 кг; мощность двигателя — 62 л.с.; максимальная скорость — до 250 км/ч, крейсерская — 80-120 км/ч; диапазон рабочих высот — от 200 до 5000 м, продолжительность полета — около 10 часов.
 
Дополнительно к аппаратуре пилотажно-навигационного комплекса «Буревестник» может взять на борт порядка 70-80 кг полезной нагрузки, характер которой определяет заказчик.
 
Несомненный интерес для заказчиков из Латинской Америки представляет беспилотный авиационный комплекс (БАК) «Филин». Его разработчиком и производителем является Минский авиаремзавод. Комплекс включает 1-2 БПЛА типа «Стерх» версий «Стерх-БМ» и/или «Стерх-М». Обе версии аппарата аналогичны по основным характеристикам. Отличие заключается в расположении двигателя (переднем или заднем) и, соответственно, в размещении нагрузки на корпусе.
 
БПЛА типа «Стерх» способны осуществлять мониторинг удаленных участков земной и водной поверхности, выполнять разнообразные задачи в интересах гражданских, силовых и оборонного ведомств.
 
 
Основные направления военного использования таких аппаратов — разведка и наблюдение за полем боя, радиоэлектронная борьба, связь и ретрансляция, создание мишенной обстановки. Перспективным является применение «Стерхов» для решения ударных задач, противовоздушной и противоракетной обороны, дальнего радиолокационного наблюдения.
 
Для этого на них можно устанавливать оптоэлектронные и радиолокационные станции видовой разведки, аппаратуру трехмерного цифрового картографирования местности, средства распознавания целей и наведения на них управляемого оружия и т.д.
 
Все эти средства по стандартным интерфейсам интегрируются в бортовой аппаратно-программный комплекс с помощью системы автоматического управления открытой архитектуры, разработанной белорусским предприятием ООО «КВАНД ИС». Система адаптирована к операционной системе Linux, работающей на высокопроизводительном бортовом процессоре.
 
Характеристики БПЛА типа «Стерх»: масса — 65 кг; полезная нагрузка — до 5 кг; длина — 3 м; размах крыльев — 3,8 м; двигатель — двухтактный 3W мощностью 20 л.с; максимальная скорость — 200 км/ч; крейсерская скорость — 120 км/ч; дальность полета — 240 км; скороподъемность — 2,5 м/с; максимальная высота полета — 3000 м; продолжительность полета — 60 минут.
 
Может понравиться эквадорцам и БАК-100. В его состав входят 4-6 БПЛА «Гриф-1», созданных на 558-м авиаремзаводе, и система управления, разработанная компанией «Агат — системы управления», которая также выступает в роли интегратора всего комплекса.
 
 
«Гриф-1» предназначен для транспортирования целевой нагрузки, обеспечивающей: мониторинг и наблюдение за местностью; автоматизированный поиск, обнаружение, распознавание наземных (надводных) объектов в светлое и темное время суток; автоматическое сопровождение и определение координат наземных (надводных) объектов; радиационную разведку местности; постановку помех средствам радиосвязи KB- и УКВ-диапазона; постановку помех приемникам спутниковых радионавигационных систем.
 
Все оборудование и целевые нагрузки аппаратов комплекса разработаны белорусскими предприятиями. Правда, пока «Гриф-1» оснащен поршневым двигателем зарубежного производства, но уже к концу года предполагается устанавливать отечественный двигатель, разработка которого ведется быстрыми темпами.
 
Зарубежные поставки БАК могут стать одной из важных статей белорусского высокотехнологичного экспорта.
 
 

  • Военные и силовики – основные покупатели и эксплуатанты беспилотников во всем мире. В России о создании таких аппаратов военные впервые задумались после конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Проектом занялся госконцерн «Вега», получивший на разработку 5 млрд руб., но в январе 2010-го во время испытательного полета «Аист» упал и взорвался. Проект закрыли, а Россия за $153 млн купила 48 беспилотников у израильской Israel Aerospace Industries. После неудачи с «Аистом» Минобороны обратило внимание на частных российских производителей, в том числе на питерскую компанию «Транзас», у которой есть успешный опыт работы с силовиками. В 2011 году «Транзас» вместе с казанским ОКБ «Сокол» выиграл конкурс Минобороны на разработку беспилотников с большой продолжительностью полета и ударных аппаратов на общую сумму 3 млрд руб. Беспилотники среднего и малого класса казанской компании «Эникс» закупают структуры Минобороны и Внутренних войск МВД России, ижевская Zala Aero производит БПЛА по заказу Погранслужбы ФСБ России, МВД и МЧС. Среди гражданских клиентов – «Роснефть» и «Транснефть», использующие беспилотники для мониторинга нефтепроводов. белорусская «КБ Индела», которая занимается разработкой беспилотных вертолетов, способных поднять груз свыше 25 кг, уже вышла на мировой рынок. Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/business/23/12/2014/549847829a794721a3e5cf90#xtor=AL-