Казахстанские Храпуновы: история беглых миллионеров

 

В последнее время Швейцария стала активно заполняться весьма обеспеченными гражданами – выходцами из Казахстана. Многие из них выбрали эту альпийскую страну местом своей постоянной дислокации не только из-за любви к красотам природы, но и по причине нейтралитета государства. А некоторые выбирают Швейцарию второй родиной как средство спасения от уголовного преследования в Казахстане.

Один из самых известных граждан Казахстана, нашедший приют на берегах Женевского озера, – Виктор Храпунов с семьей. Он 7 лет был мэром крупнейшего города Казахстана – Алматы, затем губернаторствовал в одном из крупнейших регионов страны, посидел в кресле министра по чрезвычайным ситуациям. За пределы Казахстана выехал весной 2008 года.

Швейцария была им выбрана не случайно – он связан с этой страной много лет. Его жена, Лейла, успешная бизнес-вумен в далекие 90-е (когда супруг, к слову, сидел в креслах заместителя мэра Алматы, министра энергетики и электрификации Казахстана, министра энергетики и природных ресурсов) наладила коммерческие связи с этой европейской страной. Она занималась импортом в Казахстан швейцарских товаров высочайшего качества. Дети Виктора Храпунова, Ильяс и Эльвира, учились в Женеве. Там же оба начали успешную профессиональную деятельность. Сегодня Ильяс Храпунов возглавляет компанию «Swiss Development Group», занимающуюся крупным строительством.

Откуда «черпают» деньги?

Сегодня Храпуновых в Швейцарии знают как очень богатых людей. По версии швейцарского журнала «Bilan», Виктор Храпунов с 2009 года входит в список трехсот самых богатых людей Швейцарии.
Но, если верить материалам уголовного дела, весьма дотошно описываемым в казахстанских СМИ, основной капитал Храпуновы накопили во времена мэрства главы семьи. На первой же родине он обвиняется в получении крупных взяток, в отмывании денег, мошенничестве и организованной преступности, превышении должностных полномочий. Словом, по полному списку, традиционно предъявляемому вороватому чиновнику большой руки.

Самая главная вина Храпунова, о которой в Казахстане знают практически все, - распродажа земли в уникальных предгорьях Заилийского Алатау (вблизи Алматы). Эту территорию называют второй Швейцарией: великолепные горы, могучие тяньшанские ели, отличные склоны для занятия горнолыжным спортом. Под Алматы находится и самый высокогорный ледовый каток в мире – Медеу, и уникальная горнолыжная база Шымбулак. Вокруг них-то, включая берега практически всех малых рек в городе, Виктор Храпунов с легкостью распродавал земли, выводя из государственного реестра под «хозяйственные нужды». Причем большинство этих земель подпадали под запретную категорию, поскольку находились в водоохранной зоне.

Виноват не он - другие

Уже после отъезда в Швейцарию и появления на родине уголовного дела Храпунов начал активно заявлять, что он - «инициатор важных реформ, посвятил свою трудовую деятельность развитию Казахстана. А все незаконные строительства на природоохранных территориях – указка свыше».

Впрочем, в одном из интервью Храпунов проговаривается: мол, все сам подписывал, чтобы потом никто не придрался. Заодно и себе домик оформил: «Директор горнолыжного комплекса сказал мне, что я могу оформлять покупку дома… Я заключил договор, дом был достроен, и на домостроение были оформлены все документы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Так я стал его законным владельцем в зоне горнолыжного курорта Шымбулак, который позже продал» (за 5 миллионов долларов, кстати. Только дом был построен в той самой запретной зоне, а разрешение на строительство подписывал… лично Храпунов).
Или другой пример. Собственному племяннику Храпунов продал за символическую цену зону отдыха, расположенную на четырех гектарах земли, выведенной из национального парка «Медео».

Помимо махинаций с продажей земли в зоне водоотведения, Храпунову «принадлежит» и перестройка Алматы: участки под массовое жилищное и офисное строительство выдавались им без учета климатических и геологических особенностей Алматы, находящейся в зоне сейсмоактивности. В результате в городе нарушилась экология, уровень загрязнения воздуха достиг критической отметки.

В отношении Храпунова были возбуждены более 20 уголовных дел. Одно из них касается строительства нового аэропорта Алматы, в ходе которого похищены около 10 миллионов долларов США. А кредитная история аэропорта Алматы настолько запутанна, что назвать общее количество подобных займов под гарантии акимата (региональный орган исполнительной власти в Казахстане) и прочих госструктур сегодня не возьмется никто.

Еще два дела - по факту безвозмездной передачи акиматом Алматы 54 участков земли под наружную рекламу. Причем эти участки до сих пор принадлежат двум компаниям, в учредителях которых значились Лейла Бекетова и сын Виктора Храпунова, Ильяс Храпунов.

Сейчас Виктор Храпунов заявляет, что он был и остается честным бедным бывшим чиновником. Мол, жена богатая, а он – бедненький. Дескать, это у нее, успешной предпринимательницы в сфере СМИ, недвижимости и предметов роскоши, есть счет в швейцарском банке.

Храпунов подчеркивает, что у него нет и не было счета в швейцарском банке, а состояние семьи в основном накоплено его женой - успешной предпринимательницей (по данным издания, Лейла Храпунова была основательницей первого частного телеканала в Казахстане, а позже управляла предприятиями в сфере недвижимости, СМИ и предметов роскоши). Сын Храпунова - Ильяс, по словам бывшего мэра Алма-Аты, успешно работает в сфере недвижимости. Он, к слову, женат на дочери другого известного казахстанского беглеца – Мухтара Аблязова. К числу швейцарских миллионеров относится и дочь Храпунова - Эльвира Храпунова-Бельдимани. Она известна тем, что за год до бегства отца из страны, в 2007 году, купила в Колоньи – фешенебельном предместье Женевы, на левом берегу Женевского озера – виллу стоимостью в 32 миллиона франков. В рейтинге 2009 года состояние Храпунова оценивалось примерно в 400 миллионов франков.

Сейчас чета Храпуновых исполняет роль гонимых демократов. Ибо, как Храпунов называет сам себя на собственном сайте, он – «мотор важных реформ» Казахстана, и продолжает «служить интересам своей Родины, способствуя налаживанию диалога и установлению демократии».

Пока же вся демократия у него сводится лишь к одному – найти кого-нибудь, кого можно переобвинить в собственных ошибках. Пока – безуспешно. С прошлого года он и его супруга находятся в розыске по линии Интерпола. Который, кстати, хоть и прекрасно осведомлен о месте пребывания четы, задерживать их не спешит…