Бывших полковников КГБ отправили за решетку

Оба осужденных будут отбывать наказание в колонии усиленного режима, их имущество будет конфисковано...

Бывших полковников КГБ отправили за решеткуВоенная коллегия Верховного суда Беларуси приговорила к длительным срокам лишения свободы двух бывших высокопоставленных сотрудников КГБ.

Бывший начальник управления по борьбе с организованной преступностью КГБ (так называемой 3-е управление) Михаил Михолап приговорен к 8 годам лишения свободы, а бывший начальник управления кадровой и идеологической работы КГБ Александр Метелица — к 6 годам лишения свободы.

Первый признан виновным в мошенничестве, получении взятки, подстрекательстве к даче взяток, а также в злоупотреблении властью и служебными полномочиями. Второй признан виновным в мошенничестве, незаконном приобретении, ношении и хранении боеприпасов, подстрекательстве к даче взятки, в злоупотреблении властью и служебными полномочиями, совершенном из личной заинтересованности.

Оба осужденных будут отбывать наказание в колонии усиленного режима, их имущество будет конфисковано, они лишены воинских званий «полковник».

Дело против Михолапа и Метелицы было возбуждено Генеральной прокуратурой еще 31 мая 2007 года. В компании с ними по делу проходил и бывший начальник Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Николай Куделко. Но его дело, как пишет «Ежедневник», впоследствии было выделено в отдельное производство, поскольку касается в том числе и обстоятельств работы бывшего высокопоставленного милиционера в должности замдиректора — начальника службы безопасности автосалона «Тойота-центр».

Ход расследования дела против полковников КГБ был покрыт такой завесой мрака, что невольно подталкивал к мысли о том, что это дело — лишь часть большой картины, у фигурантов которого звания и должности еще больше.

На ведущие роли в этой истории молва прочила тогдашнего председателя КГБ Степана Сухоренко и министра внутренних дел Владимира Наумова. Земля полнилась слухами о том, что между этими ведомствами идет перманентная война. Хотя и Наумов, и Сухоренко в те дни неоднократно подчеркивали, что для таких характеристик взаимоотношений между МВД и КГБ оснований нет.

Фактически дело против Михолапа и Метелицы построено на обвинениях в их адрес со стороны известной в свое время предпринимательницы Анны Долгой, которая некоторое время жила гражданским браком с Александром Метелицей. По ее показаниям, полковники КГБ за определенное вознаграждение помогали ей решать проблемы в бизнесе, то есть «крышевали». Хотя на суде Долгая утверждала, что деньги и дорогие подарки чекисты не отрабатывали, а попросту присваивали.

По неофициальной же информации, столь близкое знакомство Анны Долгой, у которой у самой рыльце в пушку, с одним из фигурантов дела стало лишь удобным поводом для МВД прижучить чекистов и нанести КГБ ответный удар за арест тогдашнего заместителя начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Ивана Клименкова.

Корни всей этой истории уходят в 2005 год, когда было заведено уголовное дело в отношении Клименкова и начальника следственного управления Минского ГУВД Георгия Жука. Последний ударился в бега, а Клименкова арестовали. Его задержание было инициировано как раз начальником 3-го управления КГБ Михаилом Михолапом.

Говорят, что главы МВД и КГБ пытались решить это дело полюбовно, но ситуация вышла из-под контроля, так как находившийся в СИЗО Клименков сумел каким-то образом передать обращение самому президенту. В обращении говорилось о том, что Клименкова попросту подставили, так как его управление перешло дорогу тому самому Михолапу, якобы, «крышевавшему» некий бизнес. Вскоре Александр Лукашенко провел с силовиками совещание, на котором потребовал разобраться в этой ситуации — предоставить отчеты и по Клименкову, и по Михолапу.

Досье, собранное чекистами на Клименкова, оказалось куда увесистее папки, подготовленной в стенах МВД на Михолапа. В итоге Михолап всего лишь лишился своей должности, а Клименкову в конце 2006 года года дали 10 лет.

Но, судя по всему, разрубить таким образом узел противоречий во взаимоотношениях двух силовых ведомств не удалось. Стороны продолжали точить друг на друга зуб и копать новые факты. И, вероятно, кое-что подопечным Владимира Наумова накопать удалось. В частности, не исключено, что активно разрабатывался вариант близкого знакомства Михолапа с Александром Козулиным. О факте такого знакомства в свое время говорил и небезызвестный Олег Алкаев.

По неподтвержденной информации, в боксе одного из гаражных кооперативом при проверке оперативной информации была обнаружена предвыборная литература кандидата в президенты Александра Козулина. Гараж, как выяснилось, принадлежал жене того самого полковника. Да и сам чекист, как поговаривают, не особо стеснялся говорить о своих симпатиях к оппозиционному политику.

Вероятно, обнаруженная достаточно тесная связь полковника КГБ с оппозиционером позволила МВД получить «добро» на дальнейшую разработку дела Михолапа и Метелицы, которое, в конце концов, и было доведено до суда.

Впрочем, уголовное дело против задержанных было возбуждено по коррупционной статье. И сроки бывшие полковники получили за взяточничество, мошенничество и злоупотребление служебным положением.

Так что фасад этой истории вполне вписывается в достаточно привычную в последнее время борьбу правоохранительных органов с «оборотнями в погонах», хотя подоплека (если ее на самом деле даже и нет) противостояния силовых ведомств, согласитесь, придает этим несколько рутинным историям легкий налет романтизма.