Пикет за военный нейтралитет Беларуси провела Короткевич в центре Минска
Беларусь «не будет входить в какие-либо военные блоки, которые могут втянуть ее в вооруженный конфликт». Кандидат обещает вывести из страны иностранные военные базы и объекты.
Кандидат в президенты Татьяна Короткевич 22 сентября провела около столичного универсама «Центральный» агитационный пикет, посвященный военному нейтралитету Беларуси.
На месте пикета команда Короткевич установила информационные стенды с предвыборной программой кандидата и расшифровкой того, что она понимает под «подлинным нейтралитетом». Беларусь, было указано на стенде, «не будет входить в какие-либо военные блоки, которые могут втянуть ее в вооруженный конфликт». Кандидат обещает реализовать «по-настоящему многовекторную внешнюю политику», а также вывести из страны иностранные военные базы и объекты.
В течение часа минчане могли общаться с Короткевич на эту и другие темы.
«Сегодня идет обсуждение того, что у нас в Беларуси появится иностранная военная база — российского государства. Плохо то, что, похоже, принимать решение будут без нас. Мы считаем, что решения такого уровня должны приниматься с участием людей, с учетом их мнений. Сегодняшняя власть перестала советоваться с людьми, особенно по таким важным вопросам», — констатировала журналистам Короткевич.
Кандидат в президенты сказала, что за последние два дня она участвовала в десяти встречах с избирателями в различных регионах Беларуси. Один из самых животрепещущих вопросов, который поднимали люди, — это строительство Белорусской атомной электростанции.
«Вопрос о строительстве, заключении договора для людей прошел незаметно, а сегодня они беспокоятся о своем будущем. Точно такой же вопрос — решение о размещении здесь иностранной военной базы. Люди хотят участвовать в принятии решения», — сказала Короткевич.
Доверенное лицо кандидата полковник запаса Леонид Спаткай в беседе с корреспондентом БелаПАН отметил, что нейтралитет любой страны «означает ее неучастие в каких бы то ни было военных блоках». Кроме того, на территории страны не должно быть никаких иностранных военных баз и других военных объектов.
«Сегодня у нас размещены два российских военных объекта — станция раннего предупреждения о нападении около Ганцевичей и станция связи около Вилейки. Хотя документально они считаются белорусскими объектами, но находятся в эксплуатации российских военных», — напомнил Спаткай.
Нейтралитет, добавил он, также исключает присутствие на территории страны иностранных военных формирований, например военных представительств.
«Нейтральное государство — то, которое не может задействовать своих военных за пределами страны. То есть военные могут быть задействованы только для защиты собственного суверенитета, но никакой военной помощи быть не может», — подчеркнул полковник запаса.
Говоря о возможном появлении на территории Беларуси российской военной авиабазы, он отметил: несмотря на разрешение Владимира Путина продвигать это дело, вопрос зависит еще от воли руководителя Беларуси. Если же договоренность все-таки будет достигнута, то это должно быть сделано исключительно на выгодных для Беларуси условиях, заявил Спаткай.
Пока же, добавил он, опубликованный российской стороной проект договора представляет собой «достаточно серьезную угрозу для суверенитета и независимости Беларуси».
«В нем есть положения, которые разрешают российским военным использовать оружие согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, для охраны этой базы могут быть передислоцированы и другие военные формирования РФ. Например, на охрану этого полка из 20-40 самолетов будет передислоцирована мотострелковая дивизия, поскольку проект договора не содержит никаких ограничений ни по количеству, ни по составу военных формирований», — отметил полковник запаса.
Соглашение о размещении в Беларуси российской авиационной базе Путин распорядился подписать несколько дней назад. Министерству обороны и МИД РФ поручено провести переговоры с белорусской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации указанное соглашение, разрешив вносить в его проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Обсудим?