Александр Фадеев: с инвесторами в Беларуси не все так просто

В белорусской экономике ограничителем для внешних инвестиций является не только правило «золотой акции»...

В последнее время Беларусь стала обращать особое внимание на свой инвестиционный имидж: льготы инвесторам в малых городах, отмена «золотой акции», обсуждение с деловым советом «Беларусь-ЕС» новой приватизационной стратегии… И вот уже британцы заявляют о готовности создать фонд инвестирования в белорусскую экономику. Хотя есть мнение, что Минск в ожидании не столько западного капитала, сколько средне- и ближневосточного.

ИнвесторОтмена института «золотой акции» — хороший знак для европейских бизнес-сообществ, констатировал президент делового совета «Беларусь-ЕС» Джеймс Уилсон, находившийся 5-7 марта в Минске вместе с представителями правления Королевского банка Шотландии, «ABN Amro», крупных британских предприятий. Этот шаг, по его мнению, свидетельствует о том, что «здесь можно вести бизнес. Решение идет в ногу с общими процессами повышения конкурентоспособности на мировых рынках. … Мы готовы работать с Беларусью, особенно в таких направлениях, как сельское хозяйство, легкая промышленность, финансовая сфера».

Беларусь, со своей стороны, «удовлетворена» тем, что Великобритания направляет и готова направлять в ее экономику инвестиции, заявил уже 10 марта председатель комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Николай Чергинец, встречаясь с членом Палаты лордов парламента Великобритании Сесилом Паркинсоном. Парламентарий рассказал британскому гостю о хороших экономических отношениях, которые сложились у Беларуси с Германией, Италией, Польшей, Нидерландами…

Ложку дегтя в бочку медовых инвестиционных надежд Минска решил внести заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ (Москва) Александр Фадеев, на страницах KM обративший внимание на целый ряд остающихся «но».

Во-первых, отмечает он, указ Александра Лукашенко об отмене «золотой акции» предполагает наличие некоего переходного периода, на протяжении которого упомянутое правило будет по-прежнему действовать. Кроме того, у Лукашенко остается возможность многозначительной трактовки этого документа. «Так что говорить о том, что «золотая акция» будет однозначно отменена, я бы пока поостерегся», — пишет А.Фадеев.

Кроме того, замечает он, в белорусской экономике ограничителем для внешних инвестиций является не только правило «золотой акции». Очень часто потенциальному инвестору изначально выставляются определенные условия, на которых он может работать. В первую очередь, речь идет об условиях покупки того или иного пакета акций. Помимо этого, правительство, как правило, пытается добиться от инвестора принятия на себя целого ряда дополнительных обязательств и вместе с «лежащим» предприятием обременяет необходимостью строительства или благоустройства детских садов, зданий социальной инфраструктуры, поддержанием электросетей и других коммуникаций.

По словам Фадеева, есть у Минска и другие рычаги непосредственного влияния на инвестора, независимо от того, какой пакет акций он приобрел. «Многие российские «капитаны бизнеса» готовы создавать совместные предприятия с белорусами. Но последние в этом не заинтересованы, — заявил представитель Института стран СНГ. — По той простой причине, что в законодательстве Республики Беларусь есть один очень «интересный» момент. Дело в том, что в Белоруссии предоставляются значительные налоговые льготы и субвенции совместным предприятиям с любыми иностранными партнерами, кроме российских. А если СП создано с участием России, то никаких налоговых льгот ему не полагается».

По его сведениям, сейчас очень многие руководители крупных и средних белорусских предприятий поднимают этот вопрос «и говорят о том, что они заинтересованы в создании СП с российской стороной. Но они не получают в этом случае того, что получили бы, образовав СП, например, с Китаем. Кстати говоря, белорусско-китайских СП в Белоруссии насчитывается тысячи. А вот белорусско-российских — лишь десятки».

Отменяя правило «золотой акции», уверен А.Фадеев, Беларусь рассчитывает не столько на привлечение западного капитала (хотя на ее территории работают многие инвесторы из Великобритании, Нидерландов и Австрии), но в первую очередь — на страны Ближнего и Среднего Востока. «Минск, например, очень приветствует китайские инвестиции. Так что в этом смысле Россия для Белоруссии не является приоритетом. Хотя, с другой стороны, белорусская экономика оказалась в таком тяжелом положении, что Минск, в принципе, готов приветствовать любые инвестиции, которые позволят обеспечить экономическое развитие. Так что при всех существующих здесь ограничениях, Россия может воспользоваться появляющимися возможностями», — заключает эксперт, напоминая напоследок, что с весны прошлого года между Россией и Беларусью действует соглашение о предоставлении равных условий хозяйствования экономическим субъектам двух стран. Однако белорусская сторона не все и не всегда выполняет из того, что в этом соглашении прописано.

Как полагает Фадеев, российские дипломаты должны концентрировать на этом внимание в Минске. Более того, эти вопросы следует выносить на президентский уровень. «Раз белорусское руководство любит повторять, что у нас должны быть равные двусторонние отношения, то это равенство должно проявляться не только с российской стороны», — подчеркивает аналитик.

В общем, считает Александр Фадеев, в Беларуси «не все так однозначно и просто»…