Неформальное образование могут узаконить

В Кодекс об образовании, который может быть окончательно принят в ходе текущей сессии парламента, не исключено, войдут предложения в сфере неформального...

В Кодекс об образовании, который может быть окончательно принят в ходе текущей сессии парламента, не исключено, войдут предложения белорусских и зарубежных специалистов в сфере неформального образования.

неформальное образование - способ развития общества

О том, что неформальному образованию найдется место в кодексе, говорил заместитель председателя комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Александр Шатько на III Фестивале неформального образования, который прошел 8-10 октября в Минске.

Неформальное и дополнительное образование — стимул к развитию человека как личности, как профессионала. Из года в год люди, работающие в этой сфере, указывают, что проблема неформального образования связана, прежде всего, с законодательной базой. С одной стороны — это малая представленность сферы в законодательстве. С другой — опасения, что эту сферу могут заформализовать

Пока неформальное образование настолько неформально, что чуть ли не каждый понимают под этим понятием нечто свое. Не имеет сфера неформального образования и юридического статуса. Закон «Об образовании» говорит лишь о дополнительном образовании, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку.

«На сегодняшний день говорить, что образование сформировано и вносить в него какие-либо элементы не нужно — рано и, вероятно, бессмысленно, — сказал Александр Шатько. — Поэтому все собравшиеся здесь представители неформального образования не только из Беларуси, но и из зарубежных стран могут внести очень серьезный вклад в развитие образования и культуры Республики Беларусь».

Шатько напомнил, что в скором времени будет принят и вступит в силу пересмотренный Кодекс об образовании, в котором, как отметил парламентарий, очень много спорных моментов. Однако, по словам зампредседателя комиссии, во многом разработчики кодекса сознательно шли на консультативный диалог с различными организациями, в том числе и с экспертами в области неформального образования.

«Я надеюсь, что в данный кодекс войдут многие желаемые, и нами в том числе, моменты, касающиеся неформального образования, потому что, особенно в образовании взрослых, необходимо усилие всех структур, не только государственных», — отметил депутат.

Проект Кодекса об образовании был принят в первом чтении Палатой представителей 5 ноября 2009 года. Второе чтение документа запланировано на осенню сессию, которая открылась 4 октября.

В проекте кодекса есть раздел, посвященный дополнительному образованию для взрослых. «Дополнительное образование взрослых — вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие и самосовершенствование личности», — говорится в проекте.

Пока по проекту Кодекса об образовании право на образовательную деятельность будут иметь лишь учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Беларуси предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Общественные организации не однажды высказывали обеспокоенность, что им в праве учить будет отказано.

Образовательная деятельность лицензируется. Кроме того, учреждения образования должны пройти процедуру аккредитации.

Жанна Гринюк На заседании Общественно-консультативного совета при Администрации президента 29 сентября член совета, директор Центра системных бизнес-технологий «Сатио» Жанна Гринюк отметила, что сложности в развитии системы дополнительного образования связаны с тем, что на организацию образовательного процесса для взрослых распространяются все требования, которые, например, выдвигаются и для дошкольных учреждений образования. Для получения лицензии и аккредитации нужен договор с гостиницей, столовой, где будут проживать и питаться слушатели курсов. Необходимо также представить учебно-тематическое, почасовое планирование и программу курса.

Жанна Гринюк такую систему получения лицензии и аккредитации назвала «безумной» и не соответствующей мировым стандартам образования для взрослых.

На вопрос Naviny.By о том, что бы она хотела видеть в кодексе, Жанна Гринюк ответила, что, прежде всего, по ее мнению, на пользу обществу пойдет, если государственный и частный сектора получат равные права: «Когда приоритет отдается госсектору, это сдерживает развитие рынка, конкуренции и отражается на качестве образования».

Жанна Гринюк пояснила, что в настоящее время крупные государственные предприятия, отправляющие сотрудников на повышение квалификации и переобучение, вынуждены подчиняться рекомендациям Минобразования и пользоваться услугами только государственных образовательных центров: «И это несмотря на то, что частные образовательные услуги интенсивно развиваются. Кроме того, именно частные учреждения образования, оказывающие услуги в сфере неформального образования, являются лидерами в таких его направлениях, как логистика, мерчендайзинг, маркетинг, стресс-менеджмент, проведение тренингов личностного роста».

Кроме того, третий сектор, занимающийся образовательными услугами, не против быть представленным и в соцзаказе

В Научно-исследовательском институте труда Министерства труда и соцзащиты разработаны предложения по механизму реализации договорной формы выполнения государственных социальных заказов.

Предполагается, что будет объявляться открытый конкурс на оказание социальных услуг. В нем смогут участвовать как органы государственной власти, так и общественные объединения, способные оказывать качественные услуги на возмездной основе.

Жанна Гринюк подчеркивает — важно, чтобы условия сотрудничества государства и частного сектора в сфере неформального образования были как можно более прозрачными.

Пока же идет речь о тендерах, но, говорит Гринюк, в настоящее время тендеры проходят совершенно непрофессионально: «За основу для выбора берутся только ценовые факторы и не рассматривается опыт работы организации. Пока это не прописано в законе, ни одна из организаций не станет усложнять себе жизнь в формировании тендерной политики, тем более, если речь идет о крупных игроках. Им проще нанять государственную компанию в качестве подрядчика».

Сфера неформального образования в Беларуси часто остается предметом дискуссий внутри нее. Однако необходимо иметь в виду, что в развитых странах уже давно исходят из того, что образование — это процесс через всю жизнь. Именно в развитии каждого в отдельности находят импульс для развития общества в целом.

Исследование, которое провела группа методолога Владимира Мацкевича, показало, что уровень функциональной грамотности белорусского общества достаточно низок. В стране проблемы с правовой, гражданской, экономической, экологической грамотностью. Это как раз задача неформального образования.

В Беларуси низкий уровень компетенции руководящих работников, считает Жанна Гринюк. К слову, председатель ОКС, глава Администрации президента Владимир Макей также жаловался на трудности подбора компетентных сотрудников на высокие должности. «Неважно, что человек имеет оппозиционные взгляды. Трудность в том, чтобы найти человека с передовыми знаниями», — сказал он.

Для изменения ситуации, считает Гринюк, необходимо реформировать систему переподготовки и повышения квалификации в стране. Согласно приведенным ею данным, в системе Министерства образования имеется более 300 учебных заведений, где осуществляется повышение квалификации и подготовку проходят 600 тысяч слушателей в год. При этом в системе дополнительного образования Великобритании обучаются 25% взрослого населения. Гринюк подчеркнула, что столь большое количество обучающихся связано с пониманием важности развития человеческого капитала.

«В Беларуси должны быть приняты новые решения, потому что ситуация в области человеческого капитала непростая и отличается от западноевропейской, — говорит Жанна Гринюк. — У нас подавляющее количество кадров занято в государственном секторе. При этом в западноевропейском образовании колоссальный сегмент занимает частное образование. Частный бизнес обеспечивает для своего персонала личностный рост, повышение квалификации. Страна выигрывает от этого».