Под елочку Лукашенко послал Москве примирительный сигнал. С оговоркой
Как в «Белом солнце пустыни», таможня должна дать добро.
В последний день 2016 года стало известно, что Александр Лукашенко одобрил-таки проект договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Однако — внимание! — документ одобрен лишь в качестве основы для проведения переговоров.
Таким образом, белорусский руководитель посылает Кремлю некий примирительный сигнал, но вместе с тем оставляет себе поле для маневра. Этакое отступление с сохранением лица.
Почему белорусский президент поставил в игнор саммит в Петербурге
Этот кодекс четыре президента — России, Армении, Казахстана и Кыргызстана — уже подписали 26 декабря в Санкт-Петербурге. Причем киргизский лидер Алмазбек Атамбаев слегка поупрямился, но это выглядело мелочью на фоне молчаливого демарша белорусского руководителя, который саммиты ЕАЭС и ОДКБ вообще проигнорировал.
Да, у Минска были вопросы и к самому кодексу. Но главным образом этот игнор означал, что Лукашенко крайне недоволен поведением Москвы в принципе. Паче чаяния, к Новому году так и не удалось разрешить нефтегазовый конфликт, который перерос в комплексное противостояние (включая продовольственную войну, информационно-пропагандистские перестрелки и пр.).
Москва уперлась, требуя полной оплаты за газ (а возможно, и еще чего-то, о чем не говорится публично, — типа разместить авиабазу, продать лакомый для российского ВПК Минский завод колесных тягачей, переключить экспорт нефтепродуктов с прибалтийских на российские порты). Минск же считает цену газа завышенной, не соответствующей интеграционным договоренностям. Ну и по другим чувствительным вопросам уступать не охоч.
В общем, клинч. Но при этом весовые категории совершенно разные. Потому Минск при всей браваде вынужден понемногу отступать.
Отступить, сохранив лицо
Этот сюжет напоминает конфликт июня 2009 года, когда Лукашенко, возмущенный санкциями против белорусского молока (в нем упорно находил всякие вредные бактерии тогдашний главный санитарный врач России Геннадий Онищенко), проигнорировал саммит ОДКБ, на котором планировалось подписать договор о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР).
Тогда дерзость возымела эффект: Онищенко резко подобрел к нашему молоку, а Лукашенко через несколько месяцев без лишнего шума подписал соглашение о КСОР.
Видимо, подобным образом Минск через некоторое время подпишет и договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Пока же вести переговоры по проекту уполномочен Государственный таможенный комитет Беларуси, которому разрешено при необходимости вносить в документ изменения и дополнения, «не имеющие принципиального характера». Белорусская сторона подпишет договор «при достижении договоренности в пределах одобренного проекта», гласит указ президента от 28 декабря.
Впрочем, учитывая необычайную обостренность двусторонних отношений, загадывать не станем. Тут лезет в голову уже другая аналогия. Когда после войны 2008 года с Грузией Москва прижимала Беларусь требованием признать Абхазию и Южную Осетию, изучить вопрос было доверено белорусскому парламенту. А глава государства делал вид, что парламент у нас страшно самостоятельный, им не покомандуешь.
В итоге дискомфортный вопрос, ставивший под угрозу тогдашнюю оттепель в отношениях Минска с Западом, удалось замурыжить.
Так что, возможно, мы пока не все знаем о степени самостоятельности нашего таможенного комитета.
Если вспомнить советский блокбастер «Белое солнце пустыни», то там с таможней договориться было ой как непросто.
На вулкане «братской интеграции»
Если же без шуток, то понятно, что пределы маневрирования для белорусского руководства ограниченны.
Президент не скрывает, что в принципе разочарован ходом евразийской интеграции, которая не дала желаемых выгод (товарооборот внутри ЕАЭС падает), но при этом понуждает делегировать часть полномочий на наднациональный уровень. Ограничения же своей суверенной власти над страной, даже символического, Лукашенко на дух не терпит.
Однако невозможно себе представить, что Беларусь выходит из ЕАЭС, ОДКБ. Москва прощала союзнику многое, но этого уж точно не простит. Причем после крымско-донбасских событий не такими уж фантастическими выглядят самые жестокие сценарии.
Впрочем, российское руководство вряд ли заинтересовано сегодня обострять конфликт с Беларусью, чтобы завтра двинуть на Минск танки из Клинцов да Ельни, как это рисуют некоторые комментаторы. Почему — отдельная большая тема. Отмечу лишь, что Кремль по уши в проблемах из-за Украины, Сирии, санкции подтачивают российскую экономику, а у Владимира Путина на носу — новые выборы.
Беларусь, видимо, можно захватить грубой силой (хотя наши «Полонезы» — штука серьезная), но что делать потом? Это был бы кризис несравнимый с крымским.
Белорусское же руководство обречено на колею евразийской интеграции не только потому, что боится Москвы. Нет, ну а какая реально альтернатива?
Чтобы интегрироваться в Европу, нужно жертвовать массивом государственной экономики, вводить демократию. Это же каюк режиму. Нет уж, лучше по-свойски выяснять отношения в постсоветском альянсе автократов, тут понятия хоть и жестковатые, но более привычные.
Короче, заклятые союзники обречены договариваться с кривыми улыбочками. Но жить мы будем как на вулкане. С Новым годом!
Обсудим?