Либерализация бизнеса. Десять требований, которые забыли отменить
Продолжается обсуждение предлагаемых государством мер по либерализации бизнеса в Беларуси. Сами предприниматели считают эти меры недостаточными.
Власти готовят белорусскому бизнесу подарок — долгожданное послабление требований и либерализацию делового климата. Ожидается, что высвободившая из-под гнета экономическая инициатива поможет преодолеть кризис. Однако опытные белорусские предприниматели не так оптимистичны: революционные изменения называют полумерами и приводят еще десяток существующих абсурдных требований, которые либерализовать государство забыло.
Свое видение по упрощению условий для бизнеса власти представили к общественному обсуждению на специальной площадке. До 12 мая идет аккумулирование предложений и замечаний ото всех желающих.
Какую либерализацию предлагает власть
- Основные изменения предполагают упрощение процедуры открытия бизнеса и ведения своего дела. Например, чтобы открыть кафе, предпринимателю будет достаточно уведомить об этом местные органы власти.
- Предусматривается существенное уменьшение количества проверок.
- Предлагается ввести институт налоговых консультантов — посредников между бизнесом и налоговыми органами, чтобы избавить бизнес от необходимости вникать во все тонкости налогообложения.
- Одновременно предлагается усилить ответственность владельцев бизнеса за соблюдение новых требований.
- В сфере общепита «отменили регулирование ассортимента собственной продукции общественного питания, сейчас каждый субъект вправе определять самостоятельно ассортиментную политику», поясняет министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
- Объекты общепита будут также наделены правом решать, можно ли человеку принести в заведение свое спиртное.
- Предложено увеличить количество видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП, уплатив единый налог. Это касается парикмахеров, мастеров по ремонту обуви, одежды, домашних кулинаров и пекарей, специалистов по компьютерным услугам, а также владельцев гаражных СТО.
«… Люди будут заниматься больше делом, а не тратить свое время на выяснение, согласование, написание ненужных никому бумаг», — убежден Владимир Колтович.
Какую еще либерализацию хотят предприниматели?
Один из проектных документов — проект декрета президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований к бизнесу» — на платформе обсуждается активней всего. Опытные предприниматели и юристы саму идею либерализации приветствуют, но указывают на недостаточность предполагаемых мер.
Naviny.by собрали топ-10 предпринимательских проблем, без решения которых либерализация условий ведения бизнеса в Беларуси не будет иметь большого эффекта.
1. Реальная декриминализация бизнеса
Павел: «Декриминализация бизнеса в декрете в полной мере не прописана… Почему нельзя заменить уголовную ответственность для бизнеса на штрафы, которые и так прописаны в Административном кодексе, непонятно. Видимо, кому-то хочется иметь дубину над головой бизнесменов и использовать ее в период твоего расцвета за дела давно минувших дней».
Алексей Иевлев: «Если мы хотим, чтобы на наши предприятия хоть кто-то приходил работать в качестве руководителя, то никакой подобной ответственности и близко не должно быть. Согласно проекту декрета право составлять протоколы в отношении руководителей предоставлено абсолютно всем органам, ведущим административный процесс. ВСЕМ!!! Написали: «Непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности юрлица» Каких мер? Что такое «необходимых»? Что такое «надлежащей»? Кто вообще определяет содержание этих понятий и где они написаны?..»
Алексей полагает, что ответственность руководителя в достаточной степени определяется Уголовным кодексом: «Если хотим наказать руководителя, есть целая глава УК о преступлениях против интересов службы. В статье 428 УК названы конкретные последствия (смерть человека, тяжкие последствия, особо крупный ущерб, незаконное отчуждение госимущества). И все это устанавливает высококвалифицированный следователь под надзором прокурора в состязательном процессе при участии адвоката. В административном процессе всё очень быстро, скоротечно и, к сожалению, не всегда правомерно. Там нет обязательного прокурорского надзора, безусловного участия адвоката и других важных гарантий законности».
2. Исключение или существенное ограничение конфискации имущества
Андрей Николаюк: «Если бы все граждане в РБ жили по законам для бизнеса, то за превышение скорости у них бы забирали авто, а у служащих за допущенную ошибку — зарплату за все годы работы. Абсурд, верно?»
Анатолий Шумченко, председатель общественного объединения «Перспектива» в интервью Naviny.by: «Нужно вообще исключить возможность конфискации, если речь не идет о криминале. Потому что любая конфискация товара у предпринимателя — это удар по государству: она ставит под угрозу продолжение бизнеса предпринимателя и лишает налогов страну. Нужно упреждать, превентивно разбираться. Нужно лишить налоговые органы возможности манипулировать предпринимателями, используя страх конфискации».
3. Налоги и выплаты — только с прибыли
Андрей Перекалин: «Необходимо уплачивать взнос в ФСЗН и другие платежи только лишь при наличии у субъекта хозяйствования соответствующей деятельности и доходов. В противном случае этот сбор, и подобные условия платежей на начальном этапе предпринимательской деятельности служат одним из главных препятствий для ее начала. Кроме того, на начальном этапе деятельности можно вообще освободить от налогообложения начинающих предпринимателей и малый бизнес на период до 3-5 лет, что станет не только мощным стимулом для развития бизнеса и инноваций в Беларуси, но и выведет Беларусь в число лидеров среди стран по созданию благоприятного инвестиционного климата».
Анатолий Шумченко: «Почему у нас бизнес не развивается, потому что мы хотим всё, сразу и быстро. Мы всегда от него требуем и не даем созреть. Мы хотим вырасти из коротких штанишек, которые еще не успели надеть. Готово ли государство отказаться от поборов с бизнеса в бюджет? Готово ли оно потерпеть, пока бизнес встанет на ноги и начнет приносить тот доход, который приносит в других странах? От этого будет зависеть успех проекта».
4. Упразднить навязывание избыточного оборудования
Мария Лисатович: «Бизнесу навязываются не только затраты на избыточное оборудование, не влекущее за собой рост производительности труда, но и затраты времени и денег на избыточное программное обеспечение. Например, без всякого общественного обсуждения ввели механизм выставления счет-фактур по НДС, который крадет у людей рабочее время, которое надо тратить на производство в реальном секторе, а не на составление ненужных документов как в электронном, так и в бумажном виде. Сейчас на заполнение электронных счет-фактур по НДС в стране тратятся тысячи человеко-часов. Неужели мы так богаты, что можем это себе позволить?»
5. Упразднить ассортиментные перечни в торговле, а не только в общепите
Николай Савельев: «Предлагаю полностью убрать ассортиментные перечни продукции, а не только в общепите. Они нужны, наверное, только для того, чтобы Минторг и местные власти навязывали субъектам торговли продажу неликвида. Это будет радикальная и правильная мера. Чем торговать и что приобретать должны решать продавцы и покупатели, а не чиновники».
6. В общепите ограничить полномочия санитарных служб
Проблемы ведения бизнеса в Беларуси не обходят стороной и людей публичных. Денис Курьян, телеведущий, владелец сети ресторанов быстрого питания в Минске в интервью Naviny.by рассказал о наиболее злободневных для его бизнеса проблемах:
«Что касается санитарных норм, то я надеюсь, этот вопрос уже решенный. Мне кажется, нормы были достаточно строгими: условно говоря, если у вас есть колбаса в вакуумной упаковке и молоко в упаковке, то предписывается их хранить в разных холодильниках. Но дома вы же идете от жизни и храните в одном! Сотрудники санэпидемологии при проверках ведут себя очень корректно и вежливо, пожаловаться не на что. Но самих норм очень много. И мне верится, что всё, что не от жизни, будет отменено».
Ярослав М. называет часть санитарных норм архаичными и вредительскими: «Я пытаюсь производить булочки. У меня максимальная производительность — 30 кг в день. Я вместе с женой сам стою возле печи. И при этом я объект промышленности. И знаете что? Мне центр гигиены и эпидемиологии предъявляет к выполнению те же СанПиНы, которыми руководствуются хлебокомбинаты с сотнями рабочих! Они невыполнимы! И что получается? Даже после принятия этого декрета мне и таким, как я, ЦГЭ продолжит совать в нос свои бредовые СанПиНы? А у меня производство в деревне. Мне проще будет закрыться и на биржу труда встать. Вся надежда только на этот декрет».
7. Упростить процедуру открытия точек общепита на первых этажах зданий
Денис Курьян продолжает: «Вообще, драйвер фастфуда по всему миру — это первые этажи на проходных улицах. У нас вывод помещения из торговой сферы или жилого фонда в сферу общественного питания — это головная боль и волокита с документацией на годы. Когда вы приедете в Москву, Киев, то увидите, что первые этажи заняты либо магазинами, либо общепитом. Там трудно представить пустующее место на трафике у метро, где не открыта точка быстрого питания».
Излишне скрупулезное согласование точек питания в зданиях, которые являются историко-культурными ценностями — вот с чем еще столкнулась семья Курьянов в своем бизнесе.
«Каждый шаг, например, вывеска, вентиляция, установка летней террасы требует такого количества согласований, которые пока получишь — лето пройдет. Причем, чиновники на консультациях, к сожалению, противоречат друг другу. Собираешь один пакет документов, а нужен был другой. Кстати, что касается вывесок и террас, 5-10 лет назад, по признанию коллег в Минске, это почему-то было гораздо проще», — рассказал Денис Курьян.
8. Упразднить бессмысленные требования к оборудованию близлежащих к бизнесу территорий
Александр: «Имею квартиру на первом этаже. Думал что-нибудь организовать для себя и семьи, но когда подсчитал затраты, решил: а оно мне надо?! Лучше продать или не делать ничего. А еще навязывание устройства парковочного места и участие в благоустройстве, видеонаблюдение, необходимость размещать пандусы или подъемники для инвалидов, если помещение использовать под свой офис и др.».
9. Упразднить бессмысленные требования к оборудованию помещений для бизнеса
Другие предприниматели обращают внимание на избыточные требования пожарных служб. Так, в помещении, где находится до 8-10 человек, по их мнению, будет достаточно установки датчиков о задымлении, схемы эвакуации, огнетушителей и т.д.
Но сложные системы извещения о пожарах не нужны: «Так как в малых помещениях (кофейни, парикмахерские или просто магазинчики на первых этажах) это мера довольно дорогая при разработке проекта, монтаже и обслуживании».
10. Салоны красоты на дому включить в список видов деятельности, не требующих регистрации
Дмитрий предлагает разрешить мастерам по макияжу, маникюру, депиляции, парикмахерам и стилистам оказывать услуги по месту нахождения клиента.
«Это позволит выйти всем этим домашним парикмахерам в легальное русло и платить налоги государству, и все останутся довольны. Сейчас же излишние требования (в первую и основную очередь — наличие специализированного помещения, запрет работы «на дому») вынуждает их быть теневиками», — пишет Дмитрий.
Обсудим?