Татьяна Короткевич. ПРАВДА. Местная власть: в Украине и у нас

Татьяна КОРОТКЕВИЧ

Татьяна КОРОТКЕВИЧ

Сопредседатель кампании «Говори правду». Преподавала психологические дисциплины в системе высшей школы, руководила отделением в социальном центре. Магистр психологии. Кандидат в мастера спорта, входила в состав женской сборной БССР по велоспорту, с тех пор знает, что такое победа. До этого времени «педалирует» социальные проблемы и не понимает, как можно не довести до конца начатое дело. На президентских выборах 2010 года была доверенным лицом Владимира Некляева. В 2015 году сама баллотировалась в президенты (по данным ЦИК, набрала 4,42%). В 2012 и 2016 годах участвовала в выборах в Палату представителей.

Децентрализацию и в целом реформу самоуправления в Украине можно считать успешным стартом. Говорю об этом смело, потому что недавно побывала в Украине и познакомилась не только с экспертами из коалиции «Реанимационный пакет реформ», которые продвигают реформу местного самоуправления и децентрализации, но и политиками, и просто гражданами, которые щедро делились своим опытом и планами.

Например, в Чернигове мы встречались с заместителем губернатора, а в Парафиевской общине смогли познакомится с ее председателем и пообщаться с простыми людьми.

Итак, реформу не запустить без политической воли, которая проявляется в соответствующих решениях законодательных органов и обеспечивает включение в реализацию задуманного всех заинтересованных.

Эффективной местная власть сможет быть тогда, когда у ее представителей есть оптимально распределенные на различных уровнях ПОЛНОМОЧИЯ.

Они в свою очередь ничто без должной РЕСУРСНОЙ поддержки. И все это требует ПОДОТЧЕТНОСТИ местной власти. За эффективность своих действий нужно отвечать перед народом, а за их законность — перед государством.

Ну и, наконец, еще один принципиальный момент: политическая воля, изменения законодательства мало изменят ситуацию, если на местах не будут проявлять инициативы. Именно во множественном числе!

За год реализации украинской концепции региональной политики в этих направлениях сделано действительно много, в частности:

- закреплены изменения в административно-территориальном устройстве Украины с помощью закона «О добровольном объединение территориальных общин»;

- обеспечены перспективы развития в законе «Об основах государственной региональной политики»;

- важную роль в существенном изменении принципа распределения ресурсов сыграли законы «О сотрудничестве территориальных общин», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс», «О внесении изменений в Налоговый кодекс» (подробнее тут)

И каковы хотя бы краткие реальные итоги, спросите вы?

Новообразованные общины напрямую работают сейчас с Министерством финансов и самостоятельно формируют свой бюджет из налогов, которые в большей части остаются на местах. Если точнее, то речь о 60% налога на доходы физических лиц, 25% — эконалога, 5% — акцизного, 100% — единого и на прибыль предприятий, плюс налога на недвижимость. Спроецируйте это на свой регион и поймете порядок возможностей и преобразований.

Еще один существенный момент: также закон дал право общинам устанавливать налоговые ставки, вводить новые налоги и сборы, которые напрямую будут идти в их бюджет.

И вот сегодня в некоторых общинах уже зафиксирован профицит. С одной стороны, потому что теперь доходная часть стала понятной, с другой — есть поощрение за объединение и, конечно, часть государственных субсидий.

Попробую рассказать об этом с помощью личных впечатлений.

Когда гостили у председателя Парафиевской общины Валентины Федоровны Карпенко, то узнали, что она сама выступила инициатором объединения сельсоветов в общину. Это очень интересный факт, если учесть, что ей 70 лет. Долгие годы была старостой и постоянно занималась общественной работой, поэтому со знанием дела утверждает, что именно теперь может сделать для своей общины куда больше, чем прежде.

В центре — глава Парафиевской общины Валентина Карпенко

 

Надо заметить, сейчас процесс создания общин, имеющих свой бюджет на локальные проекты, поощряется финансовой помощью через Фонд регионального развития. Разница в деньгах между тем что было и стало — существенная: так, в Парафиево прежние 5 сельсоветов получали около 5 млн гривен, а после реформы бюджет общины за последний год составил около 33 миллионов гривен.

Куда и на что потратили их? На ремонт школы, детских садов, дорог... Удалось привести в порядок больницу и организовать социальный центр, дневное отделение для пожилых сельчан. Естественно, появилось ощущение экономической стабильности и новых перспектив. Заработные платы бюджетники стали получать без задержек, а благодаря развитию инфрастуктуры начали привлекать туристов, у молодежи появилась реальная мотивация не уезжать, оставаться дома.

Ясно, предстоит многое еще сделать. В том числе хорошенько потрудиться над созданием возможностей для занятости населения — тут прямая зависимость: чем больше народу при хорошей работе, тем богаче община, выше ее доходная часть. И очень важно, чтобы вновь открывающиеся возможности были направлены не просто на трату средств, а на развитие городов и сел.

Как это происходит, например, в областном Николаеве. Там общество, власть и бизнес соединили свои усилия на развитие отдельного города как стартапа.

Вначале активисты создали Агентство по развитию Николаева и Ресурсный центр общественных инициатив, которые определили основные направления роста экономики города, его инфраструктуры, поставив при этом исключительно реалистичные цели: например, создание 500 рабочих мест с зарплатой более 250 евро и привлечение инвестиций.

Теперь о полномочиях, компетенциях и зоне ответственности органов местного самоуправления. Их стало больше.

Кроме планирования развития общины и формирования бюджета, управления земельными ресурсами, транспортом, ЖКХ, экономическим развитием, инвестициями и т.д., добавились еще и социальная помощь, управление школами и детскими садами, оказание первичной медицинской помощи, содержание социокультурной сферы и спорта. И выполнять все эти новые обязанности нужно из своего бюджета.

Что впечатлило: власть — как исполнительная, так и законодательная — очень плотно работает с гражданским обществом, экспертами в области местного самоуправления, политиками, лидерами местных сообществ.

Активных людей там не делят на «правильных» и «неправильных» — берут в расчет всех, ведь других нет, гражданское общество реально наделено полномочиями и имеет свой голос не только на выборах, но и в принятии бюджета, реализации региональных программ.

А что у нас: полная централизация, которая привела к ограничению полномочий и финансовой зависимостью от центра; дотационность практически всех регионов; низкий уровень гражданской активности и миллион локальных проблем, которые не решаются или решаются очень медленно.

Активисты «Говори правду» в регионах часто сталкиваются со стандартным ответом местных властей: «нет денег», «как область решит», «да, возьмем на контроль…», «а что мы можем сделать?!»

Если сохранять текущее положение дел, но при этом все же обеспечить перспективную жизнь регионам, как и в Украине, нам никак не обойтись без изменений в законодательных актах о бюджетах, о госпрограммах, о местном самоуправлении...

Мне могут возразить: сегодня есть такая тенденция — передача центром части полномочий местным органам власти. Да, кое-что кое-где действительно передают, но при этом изрядно лукавят — полномочия делегируют, но вот финансами их не подкрепляют! Вы это называете «реформированием»?

Де-юре у нас есть исполнительная и законодательные власти в районах и сельсоветах, а по факту работает только исполнительная. Именно поэтому «Говори правду» выступает за прямые выборы глав администраций, что среди прочего обеспечит подотчетность власти перед гражданами, создаст условия для диалога и политической конкуренции, увеличит значимость этой ветви власти.

Нужны перемены. И тут может пригодиться многое из того же украинского опыта.

Он очень актуален для Беларуси, ведь у нас много городов, утопающих в безработице, где люди не видят лучшего будущего ни для себя, ни для региона. Некоторые из них, как, например, лидская Березовка, напоминают сейчас собой эдакий огромный интернат для престарелых граждан...

Жителям таких городов в срочном порядке нужны реформы, нестандартные подходы в решении старых проблем, что возможно лишь благодаря консолидации усилий активных граждан и поддержке властями инициативы снизу с помощью полноценного диалога и сотрудничества.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».


  • Валера Горевой
    Чушь собачья. Хохлы живут при бендере, как евреи при гитлере.
  • А правду пишут, что Львов в мусоре утопает - чота там коммунальники не разрулили? А ещё на Волыни янтарь добывают все кому не лень? И как местное самоуправление решает эти вопросы - соображения есть? Или в такие места не принято гостей возить - успехи демонстрировать?
  • Pyotr Kasneryk
    Т.К.--Активных людей там не делят на «правильных» и «неправильных» — берут в расчет всех, ведь других нет, гражданское общество реально наделено полномочиями и имеет свой голос не только на выборах, но и в принятии бюджета, реализации региональных программ. ++++++==== Цёця Таня мабыць не ведае што ва Украіне яшчэ пры Кучме-Гець збавіліся ад калгасаў! зямлю і маёмасьць падзялілі на на паі і менавіта па гэтай прычыне стварылася САПРАЎДНАЕ гражданское общество КОТОРОЕ реально наделено полномочиями и имеет свой голос не только на выборах, но и в принятии бюджета, реализации региональных программ. А что у нас: полная централизация- “Зноў i зноў перачытваю «Кодэкс Беларускай ССР» аб зямлi i думаю: цi зможа ён змянiць сiтуацыю ў сельскай гаспадарцы, а праз яго i ў эканомiцы i ў сацыяльнай сферы? Рыхтуючы дакумент, планавалi, што ён дапаможа перавярнуць iснуючую прыгоннiцкую феадальную сiстэму. Селянiн жа сёння заняволены не проста эканамiчна. Камандна-адмiнiстрацыйная сiстэма кiравання сельскай гаспадаркай прымушае яго НАВАТ думаць так, як хоча кiраўнiк. Я непасрэдна працую з людзьмi, гутару з iмi i бачу: яны да гэтага часу баяцца выказаць свой пункт гледжання, асцярагаючыся рэпрэсiй з боку, як яны называюць «удзельных князёў i феадалаў». Гэта страшная, ненармальная сiстэма, якая стварыла армiю ГУЛЬТАЁЎ, ЛАЙДАКОЎ, ПАДЗЕНШЧЫКАЎ, якая стрымлiвае iмкненне працавiтай часткi сялянства да высокапрадукцыйнай працы. Што ж, шкада, канечне, што беларускi парламент адхiлiў прыватызацыю, у тым лiку i на зямлю. Але я не трачу надзеi: праз ДВА-ТРЫ ГЫДЫ нам ПРЫЙДЗЕЦЦА ВЯТРНУЦЦА да гэтага пытання. Жыццё прымусiць.» А. Лукашэнка «Вялiкi перадзел?», часопіс «Беларусь», № 3, 1991 г.
  • валера горевой
    Украинский народ живёт так, как Евреи при гитлере, в голоде, холоде и в нищете. Вся вина лежит на оппозиции, которая на смене режима, заработала себе миллионы баксов. Если белорусский народ не одумается, то его ждёт тоже самое.
  • Grigory Pustovoytov
    Так и хочется спросить - что бы ты,Короткевич, съела...?!