В школе остаются идеалисты. Как сложилась судьба «учителей года»

Конкурс педагогического мастерства с разной периодичностью проходит в Беларуси с 1991 года. Всего за это время было определено 13 победителей.

Большинство учителей в Беларуси — женщины, а вот большинство победителей профессионального конкурса «Учитель года» — мужчины. Как сложилась судьба победителей учительского конкурса?

Конкурс педагогического мастерства с разной периодичностью проходит в Беларуси с 1991 года. Всего за это время было определено 13 победителей, из которых в школе до сих пор работают лишь пятеро. Сотни учителей выходили в финал конкурса, и теперь они объединены в одноименный с названием приза клуб «Хрустальный журавль». Делятся методическими наработками, проводят встречи с другими учителями.

 

1991 год

В 1991 году было три победителя: Владимир Дедков — учитель химии школы № 10 г. Барановичи, Сергей Лепёшкин — учитель музыки и пения в школе № 62 Минска и Валерий Гербутов — учитель физики школы № 49 Минска.

Владимир Дедков, Сергей Лепёшкин, Валерий Гербутов

В школе после конкурса до пенсии остался только Владимир Дедков, которого до сих пор вспоминают в Барановичах как учителя от бога.

 

1992 год

Победителем конкурса в 1992 году стал учитель английского языка СШ № 7 Барановичей Юрий Маслов. После получения звания проработал в школе еще пять лет. За это время написал кандидатскую диссертацию. Потом пошел работать сначала в ссуз, а затем и в вуз — там больше платят.

Фото Юрия Пивоварчика, Intex-press.by

В течение нескольких лет Маслов возглавлял кафедру профессиональной иноязычной подготовки Барановичского университета.

В интервью Naviny.by в 2010 году он говорил: «Учителя понимают, как надо учить. Однако чтобы заработать, чтобы выжить, надо иметь слишком много учебных часов. В такой ситуации трудно хорошо работать. В результате страдает либо качество, либо начинается невроз. Кто сильнее — остаются, кто слабее — уходят и ищут способы погасить невроз. В преподавании иностранного языка вообще сложная профессионально-психологическая ситуация. Это связано с особенностями предмета. У учителя иностранного языка много соблазнов и другая система координат, так сказать».

Теперь Юрий Маслов заведует кафедрой иностранных языков в Военной академии. В феврале в Барановичах он презентовал книгу на английском языке «Песни, которые не состарятся никогда», посвященную своему отцу Всеволоду Маслову.

 

1995 год

В 1995 году в конкурсе «Учитель года» победил Владимир Зданович, в ту пору учитель физики СШ № 1 города Дрогичина. Он рассказывал, что в школе ему выпало преподавать чуть ли не все предметы, кроме пения.

Фото ctv.by

Учитель в третьем поколении, по специальности Зданович — инженер-биофизик. Педагогическую карьеру начал в школе в Дрогичинском районе — воспитателем в группе продленного дня.

Потом был директором школы, стал депутатом, председателем комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей. Об учительской профессии говорил, что эта «специальность необычная и в идеале должна быть по призванию».

С 2013 года возглавляет Департамент контроля качества образования Министерства образования.

 

1997 год

Валентина Гинчук получила «Золотого журавля», будучи учителем истории в школе № 2 Ошмян.

Фото belta.by

После конкурса проработала в школе два года, отучилась в аспирантуре при Педуниверситете им. Танка и получила должность в Национальном институте образования. Работала начальником управления мониторинга качества образования, а теперь является заместителем директора института по научно-методической работе.

Кандидат педагогических наук, Валентина Гинчук является автором научных работ, учебных и учебно-методических пособий по методике преподавания истории, обществоведения, основ идеологии белорусского государства для учителей школ.

 

2001 год

Победитель профессионального конкурса 2001 года Вадим Шпетный был учителем географии Ланской средней школы Малоритского района Брестской области. Теперь он заместитель председателя Малоритского райисполкома.

Фото malorita.by

 

2004 год

Карьера учителя информатики Могилевского областного лицея Игоря Якименко после победы в конкурсе «Учитель года-2004» пошла в гору. Он стал заместителем директора, а потом в течение десяти лет возглавлял гимназию № 3 Могилева. С 2015 года работает директором средней школы № 34 Могилева.

Селфи с ученикам. Фото @LizaChecmarewa

Игорь Якименко учительствует почти четверть века — преподает информатику. Он рассказывал Naviny.by, что сегодня в школе ему работать интереснее, чем в начале карьеры: «Современные дети заставляют развиваться, и каждый день я, как мне кажется, прихожу в новый класс. Дети порой знают больше учителей и задают непростые вопросы. Не хочется ударить в грязь лицом, приходится искать ответы на все сложные вопросы. Это моя работа».

 

2006 год

Учитель биологии гимназии № 4 Сморгони Гродненской области Ирина Клевец подготовила десятки победителей и призеров районных, областных, республиканских олимпиад.

Фото ctv.by

Любопытно, что она сама окончила гимназию, в которой работает по сегодняшний день. Правда, во времена ее ученичества это была обычная средняя школа.

Ирина Клевец стала второй после Валентины Гинчук победительницей-женщиной. Это при том, что у белорусской школы женское лицо!

«В жизни важно найти то место, которое для тебя комфортно, и я его нашла. Я четко знаю, что не хочу быть администратором, а хочу быть учителем», — говорил она Naviny.by.

Ирина Клевец свою деятельность рамками одной гимназии не ограничивает. Сотрудничает с Минобразования, Академией последипломного образования, Институтом развития образования в Гродно.

 

2009 год

В 2009 конкурс году выиграл Юрий Андрейчик. Он был учителем биологии средней школы № 2 г. Ганцевичи Брестской области, где работал и директором. Ранее работал воспитателем, а затем заместителем директора по воспитательной работе в интернате для детей с особенностями психофизического развития.

Из школы быстро ушел, много лет являлся председателем Ганцевичской районной организации профсоюза работников образования. Последние два года вернулся к биологии и работает в Несвиже на фармацевтическом предприятии «Фармлэнд».

 

2011 год

Инесса Зубрилина победила в конкурсе в 2011 году, будучи учителем английского языка в гимназии № 1 г. Дятлово Гродненской области. Теперь преподает  английский в Минске — в 24-й лингвистической гимназии, а также работает в Институте повышения квалификации и переподготовки Минского государственного лингвистического университета, своей альма-матер.

Она соавтор нескольких учебных пособий. Ведет собственные блог и сайт.

что Инесса Зубрилина из учительской семьи, где 14 человек связали себя со школой, а она в этой династии — учитель № 13.

О себе говорит, что она играющий тренер — преподает детям в школе и учителям в университете: «Я не могу уйти из школы. Мои два урока — это зарядка, мой допинг, без которого я не проживу этот день. Это моя внутренняя потребность. Мой профессиональный рост после конкурса заключается в том, что я занята и в сфере образования для взрослых. Я говорю с ними на равных, никоим образом не позиционирую себя как человека, который знает больше их. Ведь я прихожу с урока, знаю, чем живет школа, понимаю, что болит учителям, потому что каждый день пропускаю через себя то же самое, что и они. Практикоориентированный диалог очень полезен, я вижу отдачу и интерес своих коллег, и меня это очень стимулирует».

 

2014 год

Учитель истории из средней школы № 11 города Молодечно Виктор Жук оказался самым молодым победителем за всю историю конкурса. Ему теперь 30 лет.

Он окончил Белорусский государственный педагогический университет по специальности «история». На момент победы в 2014 году стаж педагогической деятельности составлял всего три года.

В финале конкурса в 2014 году участвовали 49 лучших учителей и воспитателей, а в отборочных турах приняли участие более 31 тысячи человек. Это в три раза больше, чем в прошлые годы.

Участники прошли психолого-педагогическое тестирование, дали уроки в незнакомом классе или группе дошкольного учреждения, защитили авторскую педагогическую систему и многое другое.

До учебы на истфаке Виктор Жук окончил Молодечненский профессионально-строительный лицей и работал по специальности.

«Работа в строительстве была определенным этапом в моей жизни, я зарабатывал деньги той профессией, которая у меня была на тот момент. Затем я сознательно выбрал педагогику», — сказал Виктор Жук.

Через три года после победы в конкурсе Виктор Жук говорит, что по-прежнему продолжает получать удовольствие от каждой минуты, проведенной в классе с детьми.

Успех в конкурсе дал новый импульс для развития, Виктор Жук получил первую категорию. Раньше для него была важна технологизация урока, теперь иначе: «Есть определенный каркас урока с его этапами, а всё, что вокруг него — это авторское видение урока».

Учитель говорит, что для него важно не только то, сколько дат, понятий, терминов запомнят ученики, но и то, чтобы на фундаменте истории у них вырабатывались определенные качества, например, умение устанавливать причинно-личностные связи, прогнозировать развитие событий, способность не воспринимать происходящее однобоко и, наконец, умение аргументировать свою точку зрения.

Фото sch11mol.schools.by

«Мне не хотелось бы, — рассказал Виктор Жук в интервью Naviny.by, — чтобы мои ученики не копировали под кальку идеи, которые слышат извне. Очень важно, чтобы дети вырабатывали свое мнение. Я люблю, когда на уроках спорят, когда задают вопросы, которые ставят меня в тупик, когда доказывают свою точку зрения. Мы действительно обсуждаем исторические факты с точки рения «а зачем?», «что было бы, если», «почему?». Это ведь история! В само содержание предмета заложена дискуссионность и критическое отношение к фактам. Ведь сколько историков, столько, по сути, и мнений».

Говорить, что все ученики готовы к тому, чтобы так мыслить, не приходится. Однако Виктор Жук радуется, если кому-то это удается.

Он согласен с тем, что у педагогики женское лицо, если исходить из количества женщин в учительской профессии. Во многом это следствие стереотипа, что мужчина должен зарабатывать, чтобы кормить семью, а в школе много не заработаешь, поэтому мужчины не задерживаются в педагогике.

«Возможно, что я так рассуждаю, потому что у меня пока нет своей семьи, но для меня на первом месте стоят идеалы и ценности. Мне кажется, я нашел свою нишу, не думаю, что куда-то уйду из школы. И это не боязнь выйти из зоны комфорта, это просто нежелание менять любимое дело на что-то иное», — сказал он.

 

2017 год

Победителем конкурса стала учитель белорусского языка и литературы средней школы № 15 Новополоцка Светлана Румянцева.