Андрей Бондаренко оправдан за отсутствием состава преступления

Правозащитник Андрей Бондаренко оправдан за отсутствием состава преступления. Такой вердикт был оглашен 30 марта в суде Ленинского района Могилева.

Рассмотрение нового уголовного дела в отношении Бондаренко началось 29 марта. Бондаренко, который отбывает наказание в могилевской тюрьме № 4, обвиняется по ч. 2 ст. 411 Уголовного кодекса (злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения). Процесс ведет судья Сергей Мазуров.

Срок наказания заканчивается завтра, 31 марта. По нынешнему уголовному делу ему грозит дополнительное заключение сроком до двух лет.

Сегодня в суде прокурор Сергей Минов запросил для обвиняемого один год лишения свободы в колонии строгого режима. Как считает гособвинение, находясь в заключении, Бондаренко не сделал должных выводов и на путь исправления не встал. Прокурор также напомнил, что в период пребывания в шкловской колонии № 17 обвиняемый был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к захвату заложников, нападению на администрацию и хулиганским проявлениям.

Бондаренко вменяются в вину три эпизода, имевшие место в могилевской тюрьме № 4, на основании которых и было возбуждено новое уголовное дело. Первый произошел 5 мая 2016 года, когда он в дневное время лежал на кровати, за что ему был вынесен выговор. Второй эпизод имел место 25 мая — возвращаясь с прогулки Бондаренко ответил на вопросы идущей навстречу осужденной Натальи Мироновой, за что провел пять суток в штрафном изоляторе. Третий эпизод произошел 30 сентября, когда правозащитник не доложил о количестве осужденных и порядке в камере сотруднику тюремной администрации, а также некачественно склеил несколько конвертов, за что был оштрафован. Ни по одному из этих эпизодов Бондаренко не признает себя виновным.

Адвокат Вадим Мушинский просил суд вынести оправдательный приговор. Выступая в прениях, он отмечал: из материалов дела следует, что за все вменяемые нарушения Бондаренко уже понес дисциплинарную ответственность. Если его еще раз за них накажут, это будет означать, что Бондаренко будет наказан дважды за одно и то же нарушение.

Кроме того, отметил адвокат, из материалов дела не следует, что его подзащитный злостно оказывал неповиновение требованиям тюремной администрации — наоборот, он всегда пытался исправиться, если ему делались какие-то замечания. «Обвинения высосаны из пальца», — заявил Мушинский.

В процессе рассмотрения дела обвиняемый и его защитник неоднократно указывали суду на нестыковку и путаницу в показаниях свидетелей. «Я очень надеюсь, что суд даст оценку этим показаниям, а не попробует делать с ними то же, что пытался делать сегодня на заседании, препятствуя нам в допросе свидетеля и в оглашении тех показаний, которые давались свидетелями на предварительном расследовании», — сказал Бондаренко.

«Несерьезные противоречия (с точки зрения прокурора) вызывают подозрения в том, что объективность этого расследования сведена к обычной формальности того, что вроде было, вроде бы не было. Внутреннее убеждение суда покажет, что «вроде оно было». И не такой уже большой срок: пусть посидит там, подумает», — добавил подсудимый. Он также поинтересовался, как такие выводы отразятся на имидже белорусской системы правосудия.