Код апокалипсиса — 662
Постановление правительства № 662, которым утвержден антикризисный план, принято с грифом «Для служебного пользования»…
Апокалипсис — это не конец света.
Апокалипсис — это откровение.
Ни один из предыдущих прогнозов о скором разрешении кризисной ситуации на валютном рынке, которые давали первые лица государства, не сбылся. Валюта в стране не появилась ни «сегодня-завтра-послезавтра», как говорил Лукашенко еще 16 апреля, ни в мае, как обещали в Нацбанке неделю спустя. Новый прогноз 3 июня дал вице-премьер Сергей Румас, заявивший, что ситуация разрешится «в течение буквально 10-14 дней».
Вероятность того, что и этот прогнозист попадет пальцем в небо, достаточно велика. Однако заявление Румаса, в отличие от предыдущих подобных заявлений, имеет под собой хоть какое-то обоснование. Речь идет о том, чего не было у правительства ранее — об антикризисном плане действий.
Доведя своим бездействием ситуацию фактически до критической точки, правительство и Нацбанк, в конце концов, набрались смелости сделать хоть что-то и провели девальвацию национальной валюты — рубль обвалили на рекордный для мировой экономики последних 20 лет процент. Однако на этом рыночный запал государственных экономистов и финансистов иссяк, и в ход пошли привычные меры административного регулирования.
Но директивно установленный единый обменный курс рынок не принял — фактически все валютообменные операции ушли в тень. Введенные под страхом «смертной казни» ограничения на рост цен в розничной торговле также не сбили накал страстей — цены выросли настолько, что урезание торговой надбавки большой роли уже сыграть не может.
Эти два, как показала практика, не самых удачных решения как раз и содержатся в антикризисном правительственном плане. Какие еще шаги по стабилизации ситуации должны быть приняты — покрыто завесой тайны. Постановление № 662, которым утвержден план действий по обеспечению сбалансированности и развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля, принято с грифом ДСП — «Для служебного пользования».
Чья это была инициатива — скрыть от субъектов экономики и населения антикризисные планы — неизвестно. Можно лишь предположить, зачем это было сделано — чтобы не пугать народ близостью непопулярных мер. Хотя в нынешней ситуации это может привести лишь к обратному эффекту — в ответ на очередной удар по своему благополучию белорусы могут дать сдачи. В заводских цехах все громче слышны недовольные голоса пролетариата.
Впрочем, вице-премьер Сергей Румас считает, что никакой секретной информации в антикризисном постановлении нет, и необходимость закрывать его от общественности отсутствует.
«Я буду просить премьер-министра снять гриф «для служебного пользования» с этого документа», — отметил Румас сегодня по итогам заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
По словам заместителя министра экономики Андрея Тура, прописанные в документе меры направлены на сохранение положительных темпов роста, стабилизацию валютного и потребительского рынков, рост экспорта, оптимизацию расходов бюджета, обеспечение социальной защищенности населения.
Первым этапом на пути выхода из кризиса, отметил Андрей Тур, должно стать «установление устойчивого макроэкономического равновесия», для чего правительству необходимо ужесточить финансовую, бюджетную и денежно-кредитную политику.
Но как именно правительство намерено выполнять запланированные антикризисные меры, ни Румас, ни Тур не уточнили. Замминистра экономики, впрочем, более детально остановился лишь на мерах по соцзащите населения. И, судя по всему, неспроста.
Можно предположить, что один из пунктов антикризисного плана касается оптимизации рынка труда. Говоря по-простому — сокращений избыточных кадров в бюджетных организациях и на государственных предприятиях. Для гордящейся своим мизерным уровнем официальной безработицы Беларуси массовые сокращения — это не просто непопулярная мера, это прямой удар по имиджу власти. И удар этот необходимо максимально смягчить.
Вероятно, именно поэтому, отвечая на вопросы журналистов, замминистра экономики Тур, несмотря на «подписку о неразглашении», на обозначенных в антикризисном плане мерах социальной защиты населения остановился более подробно. По словам Тура, реализация плана мероприятий уже началась.
Так, с 1 июня были повышены трудовые пенсии. Предполагается, что в августе будут пересчитаны социальные пенсии, а с ноября — вновь перерасчитают трудовые пенсии с учетом изменений средней зарплаты во втором и третьем кварталах.
По словам Андрея Тура, индексация зарплаты будет произведена с учетом индекса потребительских цен. Кроме того, подготовлены предложения по увеличению размеров стипендий граждан, направленных на профобучение службами занятости. При необходимости будет обеспечена корректировка мероприятий Государственной программы содействия занятости населения на 2011 год.
«Главная задача — обеспечить наполнение заработной платы, сохранить ее покупательскую способность, не допустить необоснованной дифференциации по уровню доходов», — подчеркнул Андрей Тур.
Предусматривается возможность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей привлекать на работу по гражданско-правовым договорам работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателей.
Планируется рост расходов местных бюджетов на оказание государственной адресной социальной помощи. Будут выделены средства для организации питания, приобретения лекарственных средств в бюджетных организациях. Предусматривается финансовая поддержка оздоровления, а также индексации стипендий учащихся. Подготовлены предложения по введению безналичных жилищных субсидий.
Вопрос инфляции также можно рассматривать в комплексе с мерами по соцзащите населения.
«В отношении обуздания роста цен были предприняты нерыночные меры», — признал сегодня Сергей Румас. Однако, решительно пустив по ветру все свои усилия по переводу экономики на систему свободных цен, правительство не намерено выпускать вожжи из рук. Цены в ближайшее время вновь будут регулироваться государством.
«Подготовлен проект указа в области ценообразования, в нем очень четко определены понятия сговора, недобросовестной конкуренции и доминирующего положения на рынке, придание возможности антимонопольным органам осуществлять мониторинг и контроль», — рассказал Андрей Тур.
Кроме того, по его словам, будет расширен перечень товаров, цены на которые будут регулироваться государством. Также будут подготовлены предложения по введению ограничений надбавок к ценам на импортные товары.
«Это необходимо сделать, чтобы не было таких явлений, что мы недавно наблюдали с ценами на детскую обувь, которые увеличились более чем в три раза в некоторых магазинах за счет торговых надбавок», — сказал Андрей Тур.
Минэкономики, как известно, на конец года прогнозирует инфляцию до 39%. Независимые эксперты считают этот прогноз крайне осторожным. На 1 июня инфляция уже составила 20,2%. То есть дальнейший рост цен тоже запланирован.
Обсудим?