«Экоград» — за мораторий на застройку Минска

Плотность населения в белорусской столице — 5.509 чел./кв. км. Сравните: в Варшаве — 3.461, Берлине — 3.850.

Общественность предлагает объявить мораторий на застройку Минска в пределах первой МКАД, сообщил председатель оргкомитета по созданию общественного объединения «Экоград» Виктор Янчуревич (на снимке) 12 августа на презентации программы развития Минска.

Он пояснил, что эта программа создана на основе предложений экспертов и представителей инициативных групп минчан, выработанных в ходе серии круглых столов. «Эта программа является объективным взглядом на развитие Минска и могла бы быть реализована, если бы на это была воля местных властей и они хотели бы идти на контакт с представителями общественности, вести диалог с горожанами, в том числе с нами», — отметил Янчуревич. По его словам, на заседания круглых столов многократно приглашались представители Мингорисполкома, но они так ни разу и не пришли. Тем не менее данную программу предполагается направить во все заинтересованные инстанции Минска, а также раздать кандидатам в депутаты Палаты представителей, которые начинают период агитации перед выборами 11 сентября.

Как отметил в ходе презентации активист, территорию Беларуси нельзя назвать плотно заселенной. Плотность населения страны составляет 46 чел./кв. км, тогда как Польши — 124, Германии — 220. При этом плотность населения в Минске значительно превышает плотность населения в столицах упомянутых европейских государств. Так, плотность населения Варшавы — 3.461 чел./кв. км, Берлина — 3.850, Минска — 5.509. Минск занимает примерно 0,17% общей территории страны. При этом в столице проживает уже более 20% населения Беларуси, а ежегодный прирост жителей составляет 15—20 тыс. человек.

«Рост численности населения Минска должен сопровождаться соответствующими территориальными изменениями. Однако градостроители делают выбор в пользу территориального ограничения Минска пределами кольцевой автодороги и построения компактного города. Ввиду интенсивной застройки, свободных территорий для массового строительства фактически не осталось, набирает темпы политика уплотнения существующей застройки, — подчеркнул Янчуревич. — Резервами выступают территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий, зоны охраны объектов историко-культурного наследия, усадебная застройка, снос которой начинается в центре города и по мере освоения распространяется на периферию, а также зеленые зоны, на благоустройство и содержание которых просто не хватает средств».

По его мнению, «кроме роста социального напряжения, предложенный властями сценарий развития несет городу перегруженность объектов социальной инфраструктуры, поликлиник, детских дошкольных учреждений, катастрофическую нехватку парковочных мест, сокращение зеленых зон и, как следствие, ухудшение экологии города и качества среды проживания».

В программе предлагается 80% жилья строить для нуждающихся (их порядка 220 тыс. семей), а 20% — на коммерческой основе. Сейчас же наблюдается пропорция: 40% — для нуждающихся и 60% — долевое строительство.

Также предлагается включение в городскую черту отдельных свободных территорий Минского района и интенсивное их освоение (в первую очередь бывший полигон возле поселка Колодищи и прилегающая территория, где ранее планировалось строительство микрорайонов Зеленый Бор, Ноттингем и Гринвич (до 10 млн. кв. м жилья).

Кроме того, в программе предлагается упорядочить территории усадебных поселений Минского района, где можно выделить участки для расселения более 100 тыс. человек при плотности не более 20 человек на гектар и площади участка в 15 соток.

Для сохранения и благоустройства оставшихся ландшафтно-рекреационных зон и внутриквартальных озелененных территорий предлагается их инвентаризация и паспортизация. Активисты считают необходимым разбить в столице новые парки и скверы; развивать сеть детских дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, объектов спорта, медицинских учреждений, объектов бытового обслуживания. В числе предложений — реконструкция промышленных территорий; охрана историко-культурного наследия; развитие общественных пространств.

Янчуревич также предложил подключать общественность к обсуждению концепций развития территорий Минска не только на стадии уже разработанных планов и проектов.

«Горожанам надо вернуть право участия в принятии решений, касающихся развития города. Градостроительные решения должны основываться на изучении общественного мнения, учете интересов сторон, приниматься в процессе диалога и поиска наиболее сбалансированных вариантов развития территорий. В противном случае навязываемые сверху и не согласованные с местными сообществами градостроительные решения будут провоцировать градостроительные конфликты, являться фактором роста социального напряжения и недовольства горожан», — считает активист.

Он пояснил, что право граждан на участие в градостроительном планировании развития предусмотрено статьей 4 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

«Однако данное право существенно ограничено положением «О порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Данное положение ограничило участие граждан в градостроительном планировании развития территорий процедурой общественных обсуждений готовых градостроительных проектов, суть которой сводится к информированию и возможности выражения своего отношения к решениям, заложенным в вынесенных на общественное обсуждение проектах», — подчеркнул председатель оргкомитета.

Поэтому, считает Янчуревич, и об этом говорится в программе, общественные обсуждения должны проводиться до подготовки проектов детального планирования отдельных территорий и генпланов городов и являться формой разработки и утверждения концепций развития определенных территорий и населенных пунктов. На основании протоколов общественных обсуждений должно формироваться задание на разработку градостроительных проектов.

В программе предлагается, чтобы на сайтах районных администраций на главной странице была рубрика «Общественные обсуждения» с возможностью электронной подписки на новости рубрики. В ней должны храниться реестры и архивы всех проведенных общественных обсуждений, содержащие вынесенные на общественное обсуждение материалы, сведения о предложенных альтернативных вариантах развития территорий, замечания и предложения граждан, ответы на них, копии протоколов общественных обсуждений. Также должен быть создан единый реестр и архив информации об общественных обсуждениях на сайте администрации города, где будет аккумулирована информация сайтов районных администраций.

Кроме того, предлагается создание общественных градостроительных советов, разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих их деятельность.

«Создание общественных градостроительных советов будет способствовать развитию диалога между общественными структурами, инициативными группами граждан, местной властью и проектными институтами, принятию сбалансированных и взвешенных решений о развитии города, — считает Янчуревич. — Перечисленные меры будут способствовать вовлечению горожан в процесс градостроительного планирования, принятию компромиссных решений, снижению уровня социального напряжения и росту информированности горожан».

Полностью с программой можно ознакомиться на сайте «Экограда» (ecograd.by) в разделе «Дискуссия о Минске».


  • { Минск занимает примерно 0,17% общей территории страны. При этом в столице проживает уже более 20% населения Беларуси, а ежегодный прирост жителей составляет 15—20 тыс. человек. } Это немного смахивает на онкологию. Когда-то просторный и зелёный город моего давнего детства превращается в хрен знает что. Как говорят, "кирпичу упасть негде". Ну, там, Токио, Нью-Йорк... Но это деловые центры мира .Там тоже плотность огромадная. Но там нет белорусского маразма.
  • Владимир Старченко
    Нужно столицу новую строить потихоньку - т.е. сделать минск финанансово-производственной + а все остальное гос конторы и министерства из минска убрать ---- где нибудь возле аэропорта построито новую столицу . А в минске стройки прекратить - освободившиеся помещения отдать под квартиры и офисы