Программа на пятилетку превратилась в бутафорию
Государству следует перестать уповать на цены на нефть и пристальное внимание уделить качественной перестройке национальной экономики.
Со дня пятого Всебелорусского народного собрания прошло чуть больше месяца, а уже понятно, что одобренная там программа на пятилетку выполнена не будет. Проект бюджета на 2017 год, который рассматривался на этой неделе в Совмине, предусматривает, что темпы экономического роста могут быть совсем другими, чем те, о которых шла речь на всенародном хурале.
Фото пресс-службы правительства Беларуси
Нефтяные прогнозы белорусского правительства
На 2017 год белорусские власти разработали два сценария развития экономических событий. Первый предусматривает, что среднегодовая цена нефти в будущем году составит 45 долларов за баррель, второй рассчитан из цены в 35 долларов за баррель.
В предыдущие годы белорусские власти выбирали какой-то один сценарий официального прогноза и верстали на его основе бюджет.
В этом году правительство приняло неординарное решение: бюджет-2017 разрабатывать исходя из консервативного сценария (35 долларов за баррель нефти), а в официальном прогнозе, который традиционно утверждается указом президента, предусмотреть более оптимистичный ход событий (из расчета среднегодовой цены нефти 45 долларов за баррель).
Как было заявлено на этой неделе во время заседания правительства, в случае, если нефть будет стоить в будущем году 45 долларов за баррель, экономика страны выйдет из рецессии, и рост ВВП составит 1,5%. К слову, именно этот показатель на 2017-й предусмотрен Программой социально-экономического развития на 2016-2020 гг., которая была одобрена в июне на Всебелорусском народном собрании.
«Целевые параметры экономического развития на 2017 год должны соответствовать целевым задачам пятилетки», — заявил 2 августа на заседании президиума Совмина премьер-министр Андрей Кобяков.
В сообщении правительства, которое последовало после заседания, подробно были расписаны практически все параметры, благодаря которым планируется обеспечить выполнение целевого задания. При этом Совмин «забыл» рассказать лишь об одном — что будет с этим целевыми параметрами, если реализуется другой сценарий, заложенный в проект бюджета на 2017 год.
По информации БелаПАН, сценарий, предусматривающий возможное снижение цен на нефть до 35 долларов за баррель, означает, что экономического роста в будущем году практически не будет — рост ВВП при таком развитии событий может составить только 0,2%.
И это — официальная оценка. Зная нежелание белорусских властей планировать отрицательную динамику ВВП, можно предположить, что реализация упомянутого сценария может означать продолжение рецессии в экономике в 2017-м. Кстати, Международный валютный фонд прогнозирует именно такое развитие событий в Беларуси.
И правительство, соглашаясь верстать бюджет из пессимистичного сценария цен на нефть, вероятно, допускает, что такой ход событий вполне возможен.
На этом фоне бравурное заявление о том, что «параметры экономического развития на 2017 должны соответствовать целевым задачам пятилетки», свидетельствуют лишь что программа, одобренная Всебелорусским народным собранием, уже превратилась в бутафорию, отказаться от которой по идеологическим причинам сложно, а соответствовать ей экономические реалии не позволяют.
Новая экономика, которой нет
Белорусские экономисты считают, что прогноз социально-экономического развития, который когда-то был планом, обязательным для исполнения, превратился в документ, который теперь носит в основном идеологический характер.
«Официальный прогноз социально-экономического развития — это практически всегда оптимистичный взгляд на будущее. Негативные прогнозы могут быть отрицатель восприняты населением, что особенно актуально сейчас, накануне парламентских выборов, поэтому государство старается посылать позитивные сигналы», — считает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательского центра (BEROC) Мария Акулова.
А вот бюджет, считают наблюдатели, власти будут стараться верстать, исходя из объективной оценки экономических возможностей страны. К слову, из-за нереалистичного прогноза по цене на нефть (50 долларов за баррель), которая была заложена в бюджет-2016, главный финансовый документ страны в этом году пришлось пересматривать.
«Неопределенность на мировом рынке нефти правительство оценивает высоко. Поэтому расходы бюджета на будущий год планируются, исходя из консервативной оценки цен на нефть — чтобы в 2017-м, как в 2016-м, не пришлось пересматривать доходы бюджета в сторону их снижения», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
Начиная с 2015 года, когда мировой нефтяной рынок стало лихорадить, именно цена черного золота стала отправной точкой любых экономических прогнозов белорусских властей. Вместе с тем, кредиторы Беларуси уже прямым текстом пишут о том, что Минску необходимо отказаться от энергетической иглы и искать перспективы для национальной экономики в неэнергетическом секторе.
По оценкам Евразийского банка развития, который является одним из основных кредиторов нашей страны, нефтяные доходы Беларуси в скором времени снизятся. Произойдет это, по мнению экономистов евразийского банка, в результате налоговой реформы в нефтяной отрасли России.
В этой связи кредитор настоятельно рекомендует белорусским властям развивать неэнергетический сектор «за счет последовательной реализации структурных реформ по повышению конкурентоспособности белорусской экономики и экспорта».
Белорусские экономисты также считают, что государству следует перестать уповать на цены на нефть и пристальное внимание уделить качественной перестройке национальной экономики.
«Судя по финансовой отчетности компаний, доходы бюджета от деятельности госсектора снижаются, и поэтому фокус экономической политики должен заключаться в развитии частного сектора и в повышении эффективности экономики в целом. Дотации неэффективным секторам необходимо снижать и поддерживать только конкурентоспособные предприятия», — считает Мария Акулова.
По мнению наблюдателей, добиться роста эффективности белорусской экономики можно за счет привлечения иностранных инвестиций.
«Без внешних инвестиций мы вряд ли сможем создать конкурентоспособные предприятия и конкурентоспособные отрасли. Поэтому, чтобы построить новую экономику, необходимо создавать адекватные условия для привлечения иностранных инвестиций», — убежден Валерий Полховский.
Кстати, во время заседания президиума Совмина, где на этой неделе рассматривался прогноз на 2017 год, тема создания новой экономики вновь поднималась. От членов правительства звучали заявления о том, что к концу нынешней пятилетки более 75% прироста ВВП будет обеспечено за счет такой экономики.
Помнится, идея построить новую экономику активно обсуждалась на правительственном уровне еще в 2012 году. Предполагалось, что в результате создания высокотехнологичного сектора экономики рост ВВП уже в 2013-м составит 8,5%. С тех пор прошло несколько лет, а вместо бурного экономического роста пока мы наблюдаем только тянущуюся рецессию.
Обсудим?