Беларусь кормит Россию. Но нужно и других подкармливать
Большая часть продовольственных товаров (89%) Беларуси продавалось на российском рынке, 6% — в других странах СНГ и лишь 5% — за пределами стран СНГ...
Почти 90% продовольственных товаров, которые Беларусь экспортирует, уходят сегодня в Россию. Глава белорусского правительства на этой неделе потребовал диверсифицировать экспортные поставки белорусского продовольствия. Интернет-газета Naviny.by разузнала, чем именно Беларусь сегодня кормит Россию, по каким причинам белорусским продукты питания не попадают в страны Евросоюза, и почему белорусским производителям стоило бы расширять географию поставок своей продукции.
Накормили на 4 млрд. долларов
Экспорт продовольственных товаров является для Беларуси одним из ключевых направлений. В прошлом году Беларусь на экспорт поставила продтоваров на 4 млрд. 56,6 млн. долларов. Для справки: общий экспорт белорусских товаров в прошлом году составил 40,3 млрд. долларов. Таким образом, вклад продовольственных товаров в общий объем товарного экспорта Беларуси составляет 10%.
Если посмотреть на структуру продовольственного экспорта, мы увидим, что его основу составляет молочная и мясная продукция. Интернет-газета Naviny.by отобрала 10 товарных позиций, которые формируют 75% продовольственного экспорта Беларуси.
По данным за 2011 год, большинство продовольственных товаров (89%) Беларуси продавалось на российском рынке, 6% — в других странах СНГ и лишь 5% — за пределами стран СНГ. Многие ключевые продовольственные позиции практически в полном объеме уходили на российский рынок.
К примеру, объем экспорта сыров и творога составил в 2011 году 132,2 тыс. тонн, в том числе на российский рынок было поставлено 130,4 тыс. тонн. Аналогичная ситуация со сливочным маслом: общий объем экспорта — 64,9 тыс. тонн, в том числе на российский рынок было поставлено 58,8 тыс. тонн. Список подобных примеров можно продолжать.
Заведующая сектором экономических исследований Института мясо-молочной промышленности Мария Климова отмечает, что российский рынок интересен белорусским производителям молочной продукции по нескольким причинам.
«Наша продукция на российском рынке конкурентоспособна по цене и качеству. Плюс к этому немаловажную роль играет логистический фактор: транспортные затраты при поставках белорусской продукции на российский рынок сравнительно небольшие», — отмечает эксперт.
Белорусские производители подтверждают: продавать молочную продукцию на российском рынке выгодно.
«Удельный вес наших поставок в Россию выше, так как емкость российского рынка выше, чем в других странах. Плюс, конечно, сказывается территориальная близость наших стран», — заявил Naviny.by топ-менеджер белорусской молочной компании.
Неважная и опасная структура
Однако правительство (кстати, вполне справедливо) считает нынешнюю структуру экспорта белорусского продовольствия нежелательной.
«Структура экспорта, откровенно говоря, неважная. Необходимо диверсифицировать рынки, чтобы активно работать и в других странах», — заявил премьер-министр Михаил Мясникович, выступая на этой неделе на заседании президиума Совмина.
Требование премьера диверсифицировать экспорт белорусского продовольствия вполне объяснимо и понятно. Очередной молочный конфликт с Россией, разразившийся в феврале этого года, вновь показал, что поставки продукции на один рынок сбыта уязвимы. По настоянию российских аграриев Минсельхоз России выставил белорусское сухое молоко с внутреннего рынка. И Беларуси пришлось с этим согласиться — со второго квартала наша страна перестанет поставлять на российский рынок сухое молоко. Соответственно, теперь белорусам придется решать, куда девать ту продукцию, которую мы собирались отправлять на российский рынок.
Белорусским производителям необходимо диверсифицировать экспортные поставки, чтобы не зависеть от одного рынка сбыта, убеждена Мария Климова.
«Экспортные поставки белорусской продукции, конечно же, необходимо диверсифицировать. Зависимость от одного рынка сбыта всегда создает потенциальные угрозы. Кто знает, может быть, завтра Россия захочет в значительных объемах закупать не белорусское, а украинское масло? Поэтому альтернативные рынки сбыта нужно искать», — подчеркивает эксперт.
Другое дело, что далеко не везде нас ждут. На рынки стран Евросоюза белорусским производителям молочной продукции сегодня сложно выйти из-за ограничительных барьеров, основным из которых являются высокие таможенные пошлины.
«Европейский союз защищает внутренний рынок от импорта посредством таможенных пошлин. В связи с тем, что эти пошлины достаточно высоки, определенные виды белорусской молочной продукции становятся неконкурентоспособными по цене с учетом этих пошлин, поэтому выгоднее поставлять отечественную продукцию в страны ближнего зарубежья», — констатирует Мария Климова.
Однако есть одно исключение — казеин. «Несмотря на то, что пошлины распространяются и на казеин, этот белорусский продукт успешно реализуется в Евросоюзе. Затраты на его производство сравнительно низкие, а его цена — высокая. Это весьма рентабельный продукт, что позволяет успешно реализовать его в странах ЕС, несмотря на установленные пошлины», — говорит Мария Климова.
Правда, не исключено, что условия доступа белорусских товаров на рынки ЕС улучшатся. Если белорусские предприятия пройдут аттестацию на предмет поставок своей продукции на рынки ЕС, то хотя бы формальные барьеры на пути белорусских товаров в Европу будут сняты.
В настоящее же время, когда европейский рынок для многих отечественных производителей закрыт, белорусские предприятия ищут рынки сбыта своей продукции в других уголках планеты.
«Белорусские компании поставляют сегодня молочную продукцию не только в Россию, но и в Азербайджан, сухая сыворотка доставляется даже в Китай, белорусская молочная продукция также присутствует в Объединенных Арабских Эмиратах», — сообщил Naviny.by представитель молочной отрасли.
Правда, добавляет он, экспортные поставки белорусской молочной продукции ограничивают объективные факторы.
«В странах Азии особая культура питания. Жители Вьетнама и Бирмы вообще практически не потребляют молочных продуктов. Можно рассматривать страны Африки и Латинской Америки, однако нужно понимать, что в этом случае в стоимость продукции придется включить большие транспортные затраты. Не факт, что местное население будет покупать белорусскую продукцию по тем ценам, которые сложатся», — говорит эксперт молочной отрасли.
Что же касается мясной продукции, то тут ситуация с экспортом практически аналогичная молочной. За прошлый год на внешние рынки было поставлено более 50 тыс. тонн белорусской свинины, почти 100% этого объема — в Россию. Такая же история и с экспортом белорусского мяса птицы — почти весь объем ушел в 2011 году на российский рынок.
Комментируя ситуацию с экспортом белорусского продовольствия на российский рынок, Михаил Мясникович напомнил, что наша восточная соседка приняла доктрину продовольственной безопасности, в соответствии с которой собирается выходить на самообеспечение своего рынка мясом птицы и свининой.
«Надо это учитывать, интегрироваться с российскими производителями, также как и с казахстанскими коллегами», — заявил Мясникович, дав понять, что следует принимать превентивные меры, а не ждать пока белорусских производителей турнут с российского рынка.
Вопрос экспорта белорусского продовольствия неслучайно рассматривался на этой неделе на уровне премьера. У государства весьма амбициозные планы на этот счет. В 2015 году Беларусь намерена поставить на экспорт продтоваров на 7,2 млрд. долларов (против, повторимся, 4 млрд. в 2011 году). Чтобы достичь столь высоких показателей, придется выстроить благоприятные условия работы на многих рынках. И не допустить, конечно же, повторения торговых войн.
Обсудим?