Малый бизнес дождался прорывных решений правительства
Государство обещает дать возможность частному бизнесу влезть со своей ложкой в государственный котел…
Правительство согласилось снизить налоговую нагрузку для малого бизнеса и предоставило другие возможности для его развития. Об этом было заявлено 8 августа на заседании Совета министров. Однако останавливаться на достигнутом правительству не стоит — уж слишком амбициозные задачи на будущий год поставили власти.
Задача-2013 — 59 000 рабочих мест
Правительство в будущем году собирается создать новый, высокопроизводительный сектор экономики, который позволит добиться более высоких темпов экономического роста. Отсюда и амбициозная задача, которую поставил перед местной вертикалью премьер Михаил Мясникович — создать в 2013-м в каждом районе страны 10 новых производственных предприятий с численностью работающих более 50 человек.
С учетом того, что в нашей стране 118 районов, несложно подсчитать, что речь идет о создании в будущем году не менее 59 000 новых рабочих мест. Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, выступавший 8 августа на заседании Совмина, отметил в беседе с корреспондентом Naviny.by, что поставленная правительством задача «теоретически достижима».
Оптимизм в данном случае вселяет тот факт, что Совмин, несмотря на консервативную позицию Минфина и Министерства по налогам и сборам, согласился снизить налоговую нагрузку для многочисленных представителей малого бизнеса, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
Правительство, в частности, согласилось снизить с 7% до 5% налог для тех предприятий, которые применяют упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Новая ставка налога должна начать действовать с 2013 года.
«Если речь вести о тех предприятиях, которые применяют налог без уплаты НДС, то для них будет налог 5%, а в России — 6%. Это создает нужные нам инвестиционные преимущества для улучшения делового климата и привлечения инвестиций в малый бизнес», — говорит Александр Калинин.
«Упрощенку» в Беларуси применяют более 40 тысяч малых организаций. Такая система налогообложения неслучайно получила популярность среди представителей малого бизнеса. Она не требует бухгалтерского учета и отчетности, число предоставляемых деклараций — всего четыре в год. И самое главное — количество уплачиваемых налогов сведено к минимуму, а, значит, удельный вес налоговой составляющей в общем объеме выручки может быть относительно невысоким.
Однако у этой системы налогообложения до настоящего времени существуют жесткие ограничения: применять ее могут организации с численностью до 15 человек. Кроме того, если малое предприятие хочет применять «упрощенку» без уплаты НДС (а такой системы налогообложения в Беларуси придерживаются более 39 тыс. организаций, или почти 99% «упрощенщиков»), то годовая выручка должна быть не выше 3,4 млрд. рублей.
Такие строгие рамки ограничивали работу малого бизнеса. По расчетам белорусских бизнес-ассоциаций, которые были представлены правительству, существующие критерии никак не позволяют малому бизнесу применять «упрощенку» и при этом выплачивать своим работникам 500-долларовую зарплату.
С учетом структуры себестоимости и средней рентабельности в обрабатывающей промышленности белорусские бизнес-союзы подсчитали, что для достижения малыми производственными организациями 500-долларовой зарплаты выручка у них должна составлять 8,2 млрд. рублей. Это, как видим, намного выше существующего лимита (3,4 млрд. рублей), который позволяет применять упрощенку.
Однако Министерство по налогам и сборам, а также Минфин предложения бизнес-союзов не поддержали — мол, расширение критериев применение «упрощенки» приведет к потерям бюджета.
Тем не менее, Совмин 8 августа встал на сторону малого бизнеса. Правительство, в частности, согласилось расширить с 2013 года предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, до 8,2 млрд. рублей. Правительство согласилось также увеличить критерий численности предприятий с 15 до 50 человек.
«Это серьезные прорывные решения. Я выступал на Совмине, и с нашей позицией согласились», — сообщил Naviny.by Александр Калинин, комментируя итоги заседания правительства.
Позиция властей в данном случае является знаковой. В нашей стране нечасто бывает, когда правительство в пику министерствам, отвечающим за бюджет, выбирает сторону бизнеса. Хотя, с другой стороны, в данном случае это неудивительно: если правительство реально рассчитывает на создание в каждом районе десяти новых производственных предприятий, то прорывные решения должны появляться регулярно.
Частникам пообещали ложку к общему котлу
Еще одним важным решением этой недели, которое затрагивает интересы всего белорусского бизнеса, стало принятие указа о формировании инновационных фондов. В официальном комментарии к указу говорится, что формироваться фонды будут за счет налогов на прибыль, которые уплачивают частные и госпредприятия. Предполагается, что десятая часть от уплаченного налога на прибыль будет перечисляться в инновационные фонды.
Средства таких фондов, как уверяет государство, будут направляться только на инновационные цели, а их выделение будет происходить на условиях открытого конкурсного отбора. Причем, как обещает государство, воспользоваться средствами фондов смогут и государственные, и частные предприятия.
Представители бизнес-союзов поддерживают необходимость создания инновационных фондов. Вопрос в том, как средства таких фондов будут распределяться на практике.
«Еще есть надежда, что эти фонды будут использоваться с пользой для частного бизнеса. Если же будет, как раньше, то мы снова будем бороться, чтобы таких фондов у нас не было», — говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
Он напоминает, что ранее средства частных организаций поступали в инновационные фонды, а затем использовались для нужд госпредприятий.
«Мы знаем, как ранее использовались средства, поступающие в инновационные фонды Минстройархитектуры и Минторга. Деньги инновационного фонда Минстройархитектуры уходили в основном на приобретение башенных кранов для государственных трестов. Средства инновационного фонда Минторга тратились на ремонт зданий, приобретение технологического оборудования государственным торговым организациям», — напоминает Виктор Маргелов.
По мнению руководителя бизнес-ассоциации, деньги инновационных фондов следует расходовать таким образом, чтобы это приносило пользу многим участникам рынка. «Можно разработать компьютерные программы, создать современные коммуникации между производителями и торговлей. И эти бы вложения окупились многократно», — убежден Маргелов.
Однако у представителей бизнеса есть сомнения, что негосударственные предприятия получат реальный доступ к инновационным фондам.
Вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Андрей Карпунин отмечает, что в стране, согласно принятому госрешению, должны будут появиться как республиканские, так и местные инновационные фонды.
«Средства местных фондов будет распределять местная власть. До тех пор, пока местная власть является собственником предприятий, естественно, что она будет стремиться передавать деньги фонда своим подотчетным организациям», — говорит Андрей Карпунин.
Глава представительства немецкого концерна Uzin Utz в Беларуси Иван Рак также сомневается, что частники смогут получить реальный доступ к средствам инновационных фондов.
«Создать инновационные фонды — идея неплохая, такие фонды нужны. Но я сомневаюсь, что частная компания сможет влезть со своей ложкой в этот котел. Может так оказаться, что частные предприятия будут наполнять этот фонд, а пользоваться средствами смогут только госпредприятиями», — полагает Иван Рак.
В общем, у представителей бизнеса существуют большие сомнения относительно того, что частный бизнес сможет реально воспользоваться средствами инновационных фондов.
Рассеять такие сомнения может государство. А для этого, как и в случае с «упрощенкой», необходимы прорывные решения правительства, которые бы показали, что государство учитывает интересы частников. В том числе, когда речь идет о дележке содержимого, поступившего в общий котел.
Обсудим?