Спасти экономику Беларуси. Власти верят в скорый рост цен на нефть
Рост мировых цен до 80 долларов за баррель позволит белорусской экономике выйти из рецессии, но не решит ее структурных проблем…
В коридорах власти кипит работа над подготовкой прогнозных документов на следующую пятилетку. Их разработчики увязывают перспективы белорусской экономики с мировыми ценами на нефть. Если они будут расти, считают власти, Беларусь может выйти из рецессии уже в следующем году.
Благоприятный и неблагоприятный: два нефтяных сценария
На прошлой неделе Министерство экономики подвело промежуточные итоги социально-экономического развития страны в этом году и констатировало, что экономический спад в 2015-м обусловлен ухудшением внешних условий.
Фактически в стране сегодня наблюдается рецессия (ВВП за январь-май снизился на 3%), и власти ищут выход из той ситуации, в которой оказалась экономика.
В первой половине июня прогноз социально-экономического развития страны на будущие годы рассматривался на заседании правительства.
По информации БелаПАН, разработчики белорусского прогноза, как и российские власти, придерживаются сценарного подхода и увязывают перспективы национальной экономики с динамикой мировых цен на нефть.
Так, сохранение в 2016-2018 гг. мировых цен на нефть на уровне этого года (57-65 долларов за баррель для марки Urals) белорусские власти воспринимают как неблагоприятный сценарий. В этом случае, считают разработчики официального прогноза, ВВП в ближайшие года будет колебаться вокруг нуля — в диапазоне от -1,1% в 2016-м до +1,6% в 2018-м.
Гораздо лучше, по оценкам экономических властей, дела могут пойти в случае роста в ближайшие годы мировых цен на нефть до 70-80 долларов. В этом случае, считают авторы прогноза, ВВП может выйти в положительную область уже в будущем году, а в 2018-м экономический рост составит 3,5% (с 2012-го, напомним, экономика Беларуси росла темпами менее 2% в год).
Мировые цены на нефть, безусловно, будут влиять на экономическую ситуацию в стране, считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
«По оценкам Всемирного банка, других международных финансовых институтов, существует прямая корреляция между мировыми ценами на нефть и ВВП России, что, как следствие, может влиять на развитие белорусской экономики», — констатирует Гриц.
При этом эксперт считает, что если даже реализуется самый оптимистичный сценарий и мировые цены на нефть существенно вырастут, это не решит глобальных проблем, которые существуют в белорусской экономике.
«Даже на фоне высоких мировых цен на нефть, которые формировались в прошлые годы, мы не смогли диверсифицировать рынки сбыта своей продукции, качественно модернизировать предприятия, перестроить структуру экономики. Поэтому ожидать, что в случае роста цен на нефть отпадут структурные проблемы у нашей экономики, не стоит», — подчеркивает Георгий Гриц.
Схожего мнения придерживаются и эксперты Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC). По их оценкам, в случае значительного роста цен на нефть ВВП Беларуси действительно может несколько вырасти, но большого эффекта страна от этого не получит.
«При ценах на нефть 80 долларов за баррель экономика России может расти на 3% в год и, соответственно, аналогичная динамика может наблюдаться в Беларуси. Однако Беларуси, чтобы догонять по уровню развития европейские страны, необходимо расти примерно на 7% в год. Обеспечить такой темп роста ВВП в Беларуси только за счет роста мировых цен на нефть не получится», — считает экономист BEROC Дмитрий Крук.
Согласно расчетам эксперта, если в предстоящие десять лет механизмы работы белорусской экономики останутся неизменными, среднегодовые темпы экономического роста вряд ли превысят 3-3,5%.
Стагнация — расплата за имитацию
Провести реформы и повысить потенциал экономики белорусским властям рекомендуют международные финансовые организации. С кредиторами официальный Минск сегодня ведет интенсивные переговоры, чтобы привлечь новые заимствования.
По информации БелаПАН, на 3 июля запланировано заседание совета Евразийского фонда стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисным фондом ЕврАзЭС), где планируется рассмотреть заявку Беларуси на получение очередного кредита.
Белорусские власти также ведут сегодня вялотекущие переговоры с Международным валютным фондом, но о возможных сроках предоставления нового кредита пока остается только гадать.
Одна из ключевых рекомендаций кредиторов — пересмотреть условия предоставления поддержки госпредприятиям и ограничить ее до символического минимума. Если власти реально пойдут по этому пути, неизбежно встанет вопрос о привлечении инвесторов на те предприятия, которые без господдержки работать не смогут.
По мнению экспертов, планируя политику на 5-10 лет вперед, властям следует отталкиваться от необходимости структурной перестройки экономики, а не увязывать ее развитие исключительно с динамикой мировых цен на нефть.
«Нефть в былые времена стоила 100 долларов за баррель, рост ВВП какой-то был, но потенциал нашей экономики в результате этого не вырос, принципиально новых точек роста не возникло. Структура белорусского экспорта и импорта сегодня такая, какой была в начале 1990-х», — отмечает Георгий Гриц.
Повсеместная модернизация промышленных предприятий, проводившаяся в стране в последние годы, не дала заметного экономического эффекта, продолжает эксперт.
«Типичный пример — деревообработка: вложили миллиард долларов, а сегодня приходим к тому, что модернизированные производства не позволяют окупить вложенные ресурсы», — констатирует Георгий Гриц.
По мнению экспертов, отсутствие шагов по реформированию экономики или их очередная имитация приведет, вероятнее всего, к повторению в ближайшие годы стагнации, которая наблюдалась в Беларуси в 2012-2014 гг.
«Продолжение стагнации означает, что доходы населения будут заморожены, хронической станет проблема поиска источников финансирования, сохранятся серьезные проблемы с экономическим положением белорусских предприятий», — прогнозирует Дмитрий Крук.
Обсудим?