Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»
-
Посол Латвии Михаилс Попковс: слово «проблемы» в отношениях с Беларусью уместнее заменить на «потенциал»
«Беларусь и Латвия по-прежнему являются друг для друга важными внешнеэкономическими партнерами…» -
За визитом Лукашенко в Ригу политзаключенные будут следить из-за решетки?
Белорусские власти полагают, что нет нужды уступать европейцам — те «и сами все дадут»…
- ЕС: смертная казнь не может быть оправдана никакими обстоятельствами
- Замглавы МИД Беларуси Елена Купчина встречается в Минске с дипломатами ряда стран ЕС
- Евросоюз доволен тем, как Беларусь расходует деньги, выделяемые на обеспечение безопасности хранения ЛСО
- Беларусь и ОБСЕ разрабатывают программу утилизации избыточного запаса легкого и стрелкового оружия
- ЕС готов сотрудничать с Беларусью по вопросам легкого и стрелкового оружия
- Итальянцы сняли фильм «Made in BY» с белорусскими музыкантами
- Лукашенко: страна в центре Европы не может не быть значимой
- Глава МИД Литвы доволен откровенностью проведенных в Беларуси встреч
- Майра Мора о Беларуси: основа любых отношений — познавать своего соседа
- В диалоге с Беларусью возможностей для компромисса ЕС не видит
Беларусь-ЕС
Политика Минска на литовском направлении потеплеет к ноябрю
Белорусское руководство учитывает смену власти в Литве и ее предстоящее председательство в ЕС. Но не факт, что Александр Лукашенко пойдет на освобождение политзаключенных ради шанса попасть на ноябрьский саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Вопрос политических узников решается в гораздо более широком контексте.
Ныне литовская тема практически не сходит с повестки дня в Минске, равно как и белорусская — в Вильнюсе. То и дело высокопоставленные лица в одном и другом государстве высказываются по тому или иному аспекту двусторонних отношений. При этом до недавнего времени большинство таких комментариев носило откровенно критический характер.
Белорусское руководство обиделось за «плюшевый десант»
Обострение началось после июльской истории с нарушением шведским самолетом белорусско-литовской границы. Тогда Александр Лукашенко откровенно пригрозил Вильнюсу: «Они нам должны ответить, почему представили свою территорию для нарушения государственной границы. Кому-кому, а Литве в этом плане мало не покажется».
Судя по всему, в виду имелась уже звучавшая ранее идея о перенаправлении экспортного грузопотока из портов стран Балтии в российские.
12 ноября на встрече в Белорусском государственном экономическом университете Лукашенко назвал политику литовских властей «жлобской» за двойные стандарты, якобы продемонстрированные в связи с инцидентом, когда в посольство Литвы в Минске были брошены бутылки с «коктейлем Молотова».
Тогдашний премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс назвал это заявление «отражением низкой внутренней культуры, на которое литовское правительство реагировать не будет».
Именно из-за политических трений, как откровенно пояснил белорусский официальный лидер на пресс-конференции 15 января, так и не вступило в силу давно подготовленное двустороннее соглашение о малом приграничном движении.
Новые опции: смена власти и саммит «Восточного партнерства» в Литве
При этом, однако, наблюдается некоторое смягчение риторики белорусского руководства. На той же пресс-конференции Лукашенко заявил: «…Такого, что плохие литовцы, плохие латыши и завтра мы идем к россиянам, у нас этого нет».
Можно предположить, что одной из причин стала смена власти в Литве. На осенних парламентских выборах победила левоцентристская коалиция, склонная к тому, чтобы во внешней политике уделять больше внимания востоку.
Соответственно, громче зазвучали высказывания о необходимости «перезагрузки» отношений и с Беларусью.
«Белорусы — наши самые ближайшие соседи, — отметил новый председатель Сейма Видас Гедвилас. — Конечно, есть связанные с Беларусью вопросы демократии, прав человека, которые нужно решать. Но экономические, культурные, спортивные и предпринимательские связи нужно укреплять. От этих отношений зависит, как будут жить в Литве наши люди».
Другая причина, скорее всего, заключается в саммите «Восточного партнерства», который должен пройти в Вильнюсе в ноябре.
Интерес белорусских властей к этому мероприятию подтвердили состоявшиеся 18 января консультации на уровне начальников департаментов внешнеполитических ведомств двух стран. Отметим, что обсуждались вопросы развития «Восточного партнерства», включая подготовку к вильнюсскому саммиту в контексте будущего председательства Литвы в Европейском союзе.
Игра только начинается
Правда, пока нет уверенности, что все сложится так, как надеются в Минске. В частности, отвечая на вопрос журналистов, пригласят ли на саммит представителей Беларуси, советник президента Литвы по иностранным делам Йовита Нелюпшене подчеркнула, что «на встречу не будут приглашаться люди, на которых распространяются ограничения».
Это, разумеется, отнюдь не означает, что Беларусь не может быть представлена на саммите. Под санкциями ЕС не находятся, например, премьер и заместители министра иностранных дел.
Похоже, однако, что белорусской стороне хотелось бы видеть там иных лиц. Но если министра иностранных дел Владимира Макея объединенная Европа без особых проблем может совсем или временно исключить из своего черного списка, то в отношении белорусского официального лидера ситуация заметно сложнее. В Брюсселе и других европейских столицах убеждены, что это он несет основную ответственность за все, происходящее в стране (чего, собственно, никогда не отрицал и сам Лукашенко).
А потому, как представляется, необходимым (хотя, возможно, еще и не достаточным) условием участия Лукашенко в саммите станет выполнение известных требований Запада, в первую очередь освобождение всех политзаключенных.
Вовсе не факт, что белорусский режим на это пойдет. Решение вопроса политических узников зависит от целого ряда факторов, среди которых желание первого лица Беларуси попасть в Вильнюс не является решающим. При худшем варианте развития событий мы можем стать свидетелями нового витка напряженности на западном направлении.
При этом, естественно, достанется и Литве, потери которой могут стать достаточно чувствительными. Согласно подсчетам тамошних экспертов, импорт из Беларуси вместе с прибылью от транзита белорусских грузов составляют сумму, эквивалентную хотя и не трети, как неоднократно заявляли в Минске, но около 17% бюджета Литвы.
Поэтому Вильнюс, разумеется, будет пытаться сохранить существующий вполне приличный уровень торгово-экономических отношений с Беларусью. В то же время новое литовское правительство наверняка не пойдет против согласованной в отношении официального Минска общей европейской политики.
При этом белорусское руководство наверняка осознает, что издержки от усиления конфронтации лягут не только на противоположную сторону.
Таким образом, игра на литовском направлении, пожалуй, только начинается.
Последние Комментарии