Какую цену назначит Москва за подставленное Минску плечо?
Белорусские власти просят Россию о финансовой помощи. Ранее Кремль выражал готовность помочь Беларуси…
Белорусские власти просят Россию о финансовой помощи. Ранее Кремль выражал готовность помочь Беларуси деньгами, но лишь «в случае крайней необходимости». Как полагают эксперты, в обмен на кредит Россия потребует экономических и политических дивидендов.
Беларусь просит 2,5 млрд. долларов
Белорусские власти запросили у российского правительства финансовую помощь в размере 2,5 млрд. долларов. Об этом несколько информированных источников рассказали TUT.by.
«Сейчас обсуждается возможность разных форм помощи со стороны правительства России. Это могут быть как кредиты от правительства РФ, так и крупных российских госбанков. В общей сложности поддержка может составить 2,5 млрд. долларов», — рассказал собеседник интернет-портала.
По словам источника, правительство Беларуси готовит программу совместных с Россией антикризисных экономических мер.
Финальную версию планируется рассмотреть и согласовать на заседании Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России, предварительно намеченном на 3 марта.
Ранее о возможной финансовой поддержке со стороны Кремля на большой пресс-конференции для белорусских и зарубежных СМИ 29 января заявлял Александр Лукашенко.
«Нам не хотелось бы больше брать кредитов, но я имею твердые договоренности с президентом и премьер-министром: если уж очень будет тяжело — Россия плечо подставит. Я процитировал Путина», — сказал тогда глава Беларуси.
Он напомнил о возможности получить последний транш кредита контролируемого российскими властями Антикризисного фонда ЕврАзЭС и добавил, что «миллионов 500 долларов Россия нам четко пообещала в прошлом году, что они из бюджета могут выделить».
В свою очередь, министр финансов России Антон Силуанов 30 января в интервью американскому каналу CNBC подтвердил готовность Москвы помочь Беларуси: «В случае крайней необходимости мы готовы рассмотреть их просьбу о помощи».
Запасы тают
Российские кредиты стали бы хорошим подспорьем для пополнения золотовалютных резервов (ЗВР) Беларуси, которые тают с каждым месяцем.
Так, если считать по стандартам Международного валютного фонда, в январе 2015 года ЗВР снизились на 334,4 млн. долларов и на 1 февраля составили 4 млрд. 724,7 млн. долларов, свидетельствуют данные Национального банка.
Ниже уровень ЗВР опускался только в кризисном 2011 году. По состоянию на 1 апреля 2011 года ЗВР Беларуси были равны 3,76 млрд. долларов, на 1 июля — 3,59 млрд. долларов.
Одним из критериев достаточности ЗВР государства является их соответствие трехмесячному объему импорта товаров и услуг. Как показывает анализ, ежемесячно Беларусь тратит на импорт порядка 3,5 млрд. долларов. То есть оптимальный уровень ЗВР для нашей страны составляет 10,5 млрд. долларов.
«С учетом текущего более гибкого и свободного режима курсообразования белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам, который предполагает минимальный объем интервенций, минимальное вмешательство центрального банка в ход валютных торгов, практическая значимость критериев достаточности золотовалютных резервов заметно снижается. По сути, сейчас ЗВР Беларуси предназначены исключительно для погашения и обслуживания внешних долговых обязательств государства», — отмечает аналитик исследовательской группы Businessforecast.by Александр Муха.
В 2015 году Беларусь должна отдать внешним кредиторам около 3,1 млрд. долларов. Уже в феврале-марте белорусские власти должны выплатить по кредитам значительные суммы. Речь идет о выплатах по последнему траншу МВФ, а также одному из траншей Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Эти выплаты приведут к дальнейшему снижению ЗВР Беларуси.
«Власти понимают, что уровень резервов является относительно невысоким, и осознают необходимость их наращивания, но этот процесс будет происходить не любой ценой», — считает Александр Муха.
Что нужно Кремлю?
Тут российские кредиты пришлись бы очень кстати. Однако, как считают эксперты, Россия обставит выделение денег рядом экономических и политических условий.
«Как правило, Москва Минску всегда помогала, но нюансы могут быть. Когда министром финансов в России был Алексей Кудрин, то условия отслеживались. К примеру, Беларусь должна выполнить план по приватизации, тогда кредит предоставляется», — говорит ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Алексей Портанский.
По его мнению, «сейчас, может быть, стало мягче по сравнению с периодом, когда был Кудрин».
Александр Муха также увязывает выделение российского кредита с требованием приватизации белорусских государственных активов в пользу инвесторов, приближенных к политическому руководству Кремля. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, уверен он, у отдельных представителей крупного российского бизнеса найдутся деньги на приватизацию белорусских активов.
«При необходимости российское правительство может оказать поддержку тем либо иным инвесторам на эти цели», — отмечает аналитик.
Правда, в этом случае, по его мнению, речь может идти о не слишком крупных сделках, так как белорусские власти обращают внимание на аспект экономической безопасности государства.
«В случае приватизации иностранных активов контроль над ними переходит иностранному собственнику. Здесь есть риски для экономической безопасности государства, но небольшие сделки могут состояться, и только в том случае, если будет приходить стратегический инвестор, который обеспечит рынки сбыта и развитие предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе. О крупных проектах, например, приватизации «Беларуськалия» либо «Нафтана», в текущей ситуации речь не идет», — полагает Александр Муха.
Среди прочих вероятных экономических требований Москвы эксперты называют уступчивость Беларуси в вопросах поставок продовольствия на российский рынок.
«Стороны могут достичь договоренности, что Беларусь снимет ряд своих претензий», — не исключает Алексей Портанский.
В качестве политических дивидендов, полагают аналитики, Россия может потребовать от Беларуси большей поддержки в украинском вопросе.
Обсудим?