Ярослав Романчук. КРИЗИС. Белорусская бондиана
Опасные «игрушки» появились в руках у министров и чиновников. Они научились размещать евробонды...
|
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. 31 мая 2010 года выдвинут ОГП кандидатом в президенты Республики Беларусь на предстоящих выборах. |
Странные радости у белорусского Минфина в последнее время. Опасные «игрушки» появились в руках у министров и чиновников. Они научились размещать евробонды. Проще говоря, брать в долг на внешнем рынке при помощи специализированных иностранных компаний.
День 26 июля 2010 года стал радостным для Минфина Беларуси. Он сумел взять в долг $600 млн. Однако едва ли эта дата станет красным днем календаря. Скорее всего, она будет символизировать окончательно выбранный курс на жизнь в долг и затягивание страны в финансовую ловушку.
Оказывается, что затягивать страну в долговую яму — это, в общем-то, плохо и аморально, но вот если затягивать туда же при помощи иностранных банков и кредиторов, то вроде бы цивилизованно? Неужели если вешаться на отечественной веревке — это грех, то если веревка импортная да еще с сертификатом качества от швейцарской лаборатории, так это доблесть и мужество?
Проедим незаработанное
От обыкновенных облигаций европейские бонды по своей сути не отличаются. Это простые долговые расписки. Только к их продаже имеют отношение не белорусские, а иностранные агенты и участники. Министерство финансов просит в долг у иностранцев. Поскольку просит много, то кредиторы должны знать, каково состояние заемщика. Мнение внутренних структур, тем более самого государства о своем финансовом «здоровье» не убеждает. Поэтому кредиторам нужно мнение международных авторитетов.
О Беларуси в финансовом мире практически ничего не знают. Для изучения сути наших госфинансов и экономики были выбраны BNP Paribas, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и Сбербанк.
Структуры известные. Не с безупречной рыночной репутацией. Например, британская банковская структура недавно была национализирована правительством, так как слишком увлеклась ипотечными кредитами. Сбербанк России был и остается продолжением политики Кремля/Путина.
Остальные участники процесса оценки также знают тонкости бизнеса с чиновниками в переходных и авторитарных странах. Делают они это не за «спасибо», а за солидное, многомиллионное вознаграждение. Не исключены бонусы. И все это за наш с вами счет. Оплата услуг этих ребят с зарплатами в сотни тысячи долларов в год идет из карманов белорусских налогоплательщиков.
Выиграть право размещать бонды, консультировать правительства — это вопрос не только уровня профессионализма, но и склонности договариваться, особенно в нерыночной, авторитарной, сильно коррумпированной стране. Поэтому иностранные консультанты через белорусских посредников умеют находить пути к дисижнмейкерам и, конечно, учитывать интересы всех заинтересованных лиц.
В нашем случае Минфин взял в долг один миллиард долларов на пять лет. $600 млн. — под 8,75% годовых, $400 млн. — под 8,25% годовых.
Это очень дорогие кредиты. Такой высокий процент указывает на высокие риски кредитования нашей страны, на неустойчивость госфинансов.
Для сравнения в середине августа 10-летние гособлигации США размещались под 2,89%, Японии — под 1,08%, Китая — под 2,92%, Британии — под 3,34%, Германии — 2,63%.
Более приближенные к белорусским условия внешнего кредитования имеют Греция (10,48% по десятилетним бондам), Венгрия (7,4%) или Пакистан (8,62%).
При этом все знают, что положение Греции аховое. Она находится в зоне дефолта. Без массовой поддержки партнеров по ЕС эта страна давно объявила бы себя неплатежеспособной. Венгрия давно сидит на кредитной игле МВФ и финансовом «подсосе» ЕС. Пакистан находится в состоянии хронических конфликтов, внутренних распрей и борьбы с всеохватывающей коррупцией.
Белорусские же власти делают вид, что у нас финансовая стабильность, устойчивый рост и модернизация идет полным ходом. То, как настойчиво Минфин предлагал Александру Лукашенко свои услуги по размещению евробондов, наводит на определенные мысли. В наших условиях подобное рвение может быть вызвано скорее личными мотивами, чем альтруистическим рвением во имя спасения страны.
Основная проблема заключается в том, что при всем многообразии государственных программ брать миллиард долларов под высоченные проценты — дело рискованное. Нет новых прорывных технологий. Нет инновационных решений. Нет совместных проектов с ведущими ТНК мира. Получается, что Минфин взял миллиард для проедания, для финансирования текущих расходов.
Правительство всеми правдами и неправдами пытается делать вид, что может поднять зарплату до $500 в месяц. Пусть даже за счет внешних кредитов. Рискованно проедать заработанную прибыль. Еще опаснее и рискованнее проедать незаработанное.
Минфин в роли агента 007
Полагаю, что есть свой интерес в размещении облигаций у министра финансов и тех людей, которые непосредственно занимаются данной темой. Перед ними стоит задача профинансировать утвержденные государственные расходы на 2010 год. Любой ценой.
Легко не постоять за ценой, если деньги платишь не из своего кармана и не сегодня, а через пять лет. Когда не требуют предварительной оценки планируемых госрасходов. Когда нет спроса на тщательный анализ прошлых госрасходов. Главное — найти финансовых спекулянтов, которые склонны в условиях высоких рисков дать деньги под высокие проценты.
К сожалению, функция белорусского министра финансов — раздавать бюджетные деньги, а не давать только под качественные проекты. Вместо того чтобы вести борьбу за сокращение раздутых госрасходов, Минфин предпочитает идти по самому легкому пути — брать кредиты и залезать в долг.
Понятно, что мнение даже не самого высокого начальника из Администрации президента или Оперативно-аналитического центра в государственной системе принятия решений может «перебить» точку зрения министра финансов, особенно в год президентских выборов.
Однако не эти анонимные «серые лица» будут в конечном итоге нести ответственность за провалы в государственной финансовой системе, а в первую очередь министр финансов Беларуси.
Поэтому он должен уметь держать удар, говорить «нет» Минсельхозпроду, Минпрому, строителям, облисполкомам и многочисленным ходокам, лоббирующим интересы номенклатурных коммерческих структур.
Андрей Харковец, может, и научился бы говорить «нет», если бы его поддержал глава государства или если бы у него самого была железная воля наподобие той, что прославила польского министра финансов Лешека Бальцеровича.
Пока не видно ни того, ни другого. Зато есть приказ во что бы то ни стало закрыть растущую дыру в государственном бюджете.
Минфин Беларуси, разместив евробонды, по сути дела, провел тендер среди заемщиков на право дать нам в долг. Как проводятся у нас тендеры, мы все знаем. Условия, на которых нашей страной был получен очередной миллиард кредита, очень невыгодны.
Так что евробонды — это не приближение Беларуси к европейским стандартам. Это сползание в третий мир, который живет за счет кредитов и периодически упрашивает списать долги.
Если Минфин и дальше будет себя так вести, то уже к концу этого года государственный долг может превысить $10 млрд.
Это более 20% ВВП при нынешнем, искусственно поддерживаемом курсе белорусского рубля. Его девальвация автоматически утяжеляет долг. В 2011 году при неизменности курса на развитие за счет внешних кредитов только государственный долг страны может превысить 35% ВВП, а совокупный — превысить 70% ВВП.
Беларусь быстро скатывается в состояние, когда бюджетные платежи по обслуживанию долгов будут превышать совокупные расходы на спорт, здравоохранение и образование.
Временщики из Минфина об этом, кажется, не задумываются. Об этом также не болит голова у внешних кредиторов. Они прикрыты международным правом и авторитетом консультантов.
В этой бондиане только об обыкновенных белорусах некому позаботиться. Минфин, как агент 007, получил лицензию на разрушение финансовой дисциплины в экономике и бюджетного порядка в государстве.
Меркаванні калумністаў могуць не супадаць з меркаваннем рэдакцыі. Запрашаем чытачоў абмяркоўваць артыкулы на форуме, прапаноўваць для ўдзелу ў праекце новых аўтараў або ўласныя матэрыялы. |
Обсудим?