Алесь Михалевич. ПЕРСПЕКТИВЫ. Кто подрывает продовольственную безопасность?
У кого забрать деньги, чтобы их дать директорам колхозов? И какой смысл в такой поддержке?..
Каждый раз усмехаюсь, когда слышу из уст представителей белорусских властей термин «продовольственная безопасность». Естественно, он имел полное право на существование в средние века, когда крепости готовились к долгой осаде вражескими войсками. Или когда страна вела войну.
Алесь Міхалевіч. Нарадзіўся 15 мая 1975 года ў Мінску. У 1999-м скончыў юрыдычны факультэт БДУ па спецыялнасці “паліталогія”, быў аспірантам Інстытута дзаржавы і права Нацыянальнай акадэміі навук. З 1995 да 1999 года — старшыня Задзіночання беларускіх студэнтаў. Былы сябра Партыі БНФ (з 1993 года), намеснік старшыні Партыі БНФ. Выключаны з партыі ў чэрвені 2008-га “за парушэнні партыйнай этыкі і дысцыпліны”. Старшыня саюза “За мадэрнізацыю”. Кандыдат у прэзідэнты на выбарах 2010 года. Адзін з абвінавачаных па справе аб масавых беспарадках 19 снежня. Атрымаў палітычны прытулак у Чэхіі. Жанаты, двое дзяцей. |
Но сегодняшний мир является открытым, и, при наличии денег, продукты легко покупаются на мировом рынке. Сложно представить, что все пять соседних с Беларусью стран — Латвия, Литва, Польша, Россия и Украина, — откажутся от обеспечения транзита продуктов в Беларусь (наверное, с «целью подрыва ее продовольственной безопасности»). В современном мире в безопасности будет тот, у кого есть деньги на постоянную закупку продуктов. А у Беларуси этих денег очень мало, потому что они зарываются в неэффективное сельское хозяйство.
В общем, разговор надо вести про эффективность и прибыльность сельского хозяйства, что для властей намного сложнее, ведь тут в разговор вступают объективные экономические критерии. Помню, как на сессии Пуховичского районного совета один из высших чиновников района сообщил, что рост сельхоз производства составил минус пять процентов. Так и во всём белорусском сельском хозяйстве «рост эффективности» постоянно составляет минусовой показатель. Колхозное хозяйствование неэффективно, и сколько ни меняй номинальное название предприятия с колхоза на СПК, колхоз останется колхозом.
Желание многих белорусов поддерживать неэффективное сельское хозяйство меня просто удивляет. Как аргумент используют то, что так делают в Европейском Союзе. Только мне всегда хочется спросить, из каких денег они предлагают сельское хозяйство поддерживать. У кого надо забрать деньги, чтобы их дать директорам колхозов? И самое главное, какой смысл в такой поддержке? Ведь в результате простые белорусы переплачивают в несколько раз за продукты, которые на мировом рынке стоят намного дешевле! А значит, могут стоить в несколько раз дешевле и в магазинах Минска, Могилёва, Гродно.
Я глубоко уверен, что сельское хозяйство может быть эффективным. Каждый год сотни студентов сельскохозяйственных вузов возвращаются с летних работ в странах Европы. Они видят новые технологии и отлично понимают, что эти технологии могут работать и в Беларуси. Вот только одного у нас до сих пор нет: полноправной частной собственности на землю. Как нет и государственной поддержки тем, кто очень быстро сможет доказать свою эффективность.
Часто вспоминаю бывшего депутата парламента из Ивацевичей Владимира Кудинова. Человек создал эффективное частное сельскохозяйственное предприятие, которое, имея собственные земли, выращивало корма и имело собственное поголовье скота. Были все шансы, что в Ивацевичах появится прибыльный частный мясокомбинат, но депутата Кудинова посадили в тюрьму, а предприятие уничтожили…
Сколько у нас уже было их, эффективных менеджеров, которых задавило государство — только потому, что они создавали конкуренцию колхозам? Хотя продукция их предприятий была намного дешевле…
«Продовольственная безопасность» сегодня — это прибыльное сельское хозяйство, которое наша постсоветская власть, увы, построить не в состоянии.
Меркаванні калумністаў могуць не супадаць з меркаваннем рэдакцыі. Запрашаем чытачоў абмяркоўваць артыкулы на форуме, прапаноўваць для ўдзелу ў праекце новых аўтараў або ўласныя матэрыялы. |
Обсудим?