Анатолий Лебедько. ТАЛАКА. Новую звезду на старые погоны!
Кто организовывает и проводит в Беларуси избирательные кампании? Классический ответ — исполнительная власть. А правильный — силовые структуры.
Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов. |
На встрече с руководителем миссии долгосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ Жаком Фором задал дипломату вопрос с подтекстом: «Кто, по-вашему, организовывает и проводит в Беларуси избирательные кампании?» Ответ прозвучал классический — исполнительная власть. А правильный ответ — силовые структуры!
У этого вывода есть прямые доказательства. Председатель КГБ Сухоренко, открывая памятник «железному Феликсу», заявил прямо в телекамеру: «Это мы выиграли президентские выборы» (речь шла о кампании 2006 года). И это не было ни преувеличением, ни манией величия.
Заявление, взрывной волной которого в цивилизованной стране вынесло бы из кабинетов власти десятки высокопоставленных чиновников, в Беларуси не сильно-то и обсуждалось. Оно было органичным и естественным для беларусской избирательной модели. Люди в погонах организуют, контролируют весь процесс, от отбора членов избирательных комиссий и согласования текста каждой листовки, отправленной в типографию, до десятых и сотых процента в итоговых избирательных протоколах.
Все остальные, мелькающие в кадре, заседающие в комиссиях, это так, декорация, подсобные рабочие на политической стройке. Некоторые, правда, выбиваются в прорабы и даже становятся лицом этих сомнительных кампаний. К примеру, та же Лидия Михайловна.
У этой машины много деталей, винтиков, болтиков, но конструкторы, в основном, в погонах.
Не случайно после каждых «президентских выборов» правитель щедро награждает силовиков орденами, медалями, квартирами и прочими бонусами. Получить хлебную должность в условиях государственной монополии, в ситуации, когда нет парламентского, гражданского контроля, зато появилась перспектива открытых дверей в Европу — это то, что создает мотивацию и служить, и прислуживать. Будет любопытным посмотреть перемещения ключевых силовиков по этажам власти после этой кампании.
Еще один пример, подтверждающий главный вывод, относится к парламентской кампании 2004 года. Куратором «выборов» на моем Сухоревском 102-м избирательном округе был министр МВД Наумов. Генерал лично встречался и давал ЦУ членам территориальной избирательной комиссии. Понятно, что при наличии таких смотрящих все должно быть под полным контролем. С течением времени, если какие-то изменения и произошли, то только в сторону усиления и углубления процесса ручного управления.
Избирательная кампания 2015 года — не исключение. Ее организовывали, контролировали и продвигали к нужному результату силовики. Да, с привлечением, использованием большого количества различных структур, инструментов, персонажей. Огромная государственная машина, большие финансовые, интеллектуальные, информационные, пропагандистские ресурсы.
И давайте перестанем ерничать по поводу «агентов КГБ», а то можно подумать, что в стране и политического сыска нет, и силовые структуры — это сплошь матери Терезы. Президентская кампания — это вопрос власти, и Лукашенко никогда не пустит процесс на самотек.
Но позволят ли получившие новую звезду на старый погон расширять в стране пространство свободы? Согласятся ли они хотя бы на символическую интеграцию Беларуси в Европу? Вопросы, на которые сегодня нет ответа.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?