Анатолий Лебедько. ПОЗИЦИЯ. Пока только хруст морковки на зубах Лукашенко
Послание Брюсселю несколько неожиданно оказалась в центре общественного внимания в Беларуси. Ряд экспертов организовали конкурс сочинений на тему «чтотонетак».
Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов. |
29 октября 2015 года Европейский союз принял решение заморозить на четыре месяца точечные визовые и финансовые ограничения, действовавшие в отношении нескольких сотен представителей белорусской властной вертикали. В этот же день пять белорусских политиков направили руководителям Евросоюза и Европейского парламента дорожную карту перемен в Беларуси.
Послание Брюсселю несколько неожиданно оказалась в центре общественного внимания в Беларуси. Ряд экспертов организовали конкурс сочинений на тему «чтотонетак». Свою охапку пропагандистского хвороста в пламя дискуссии вбросил даже придворный идеолог Давыдько.
С одной стороны, можно констатировать, что на тему есть повышенный спрос. А с другой, надо признать, что глубина дискуссии — по щиколотку. Комментаторов в избытке, а аналитики — как сока с березы в ноябре. Много передергиваний, фантазий, констатаций общеизвестного вперемежку с заклинаниями. Что, впрочем, и неудивительно — ведь сам документ никто из комментаторов не читал! Но для белорусской аналитической мысли это давно не самое главное.
А тем временем заехавший в Минск министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс на встрече с Владимиром Макеем озвучил шаги той самой дорожной карты. Основные пункты документа прозвучали и из уст посла ФРГ в Беларуси Петера Деттмара во время его выступления на площадке «Минского диалога». Ряд зарубежных изданий на своих полосах презентовали дорожную карту как план действий сторонников перемен в Беларуси и международного сообщества. И это хороший, позитивный знак, вне зависимости от того, станет ли пошаговая стратегия руководством к действию для официального Минска.
На встрече в Минске глава внешнеполитического ведомства Литвы отметил, что санкции исчезнут, как только будут устранены причины, которые привели к их введению. Это очень важное замечание.
Визовые и финансовые ограничения в отношении особо отличившихся белорусских силовиков, судей, чиновников не появились просто так, потому что у кого-то в Брюсселе было плохое настроение. Это — следствие невыполнения международных обязательств и Конституции Беларуси лукашенковской вертикалью, это — результат нарушений прав и свобод без преувеличения миллионов граждан Беларуси (чего только стоят фальсификации итогов избирательных кампаний!). А это значит, что сам предмет дискуссии исчезнет тогда, когда будут устранены причины, приведшие к принятию решения ЕС о финансовых и визовых ограничениях.
В своем обращении мы отмечаем, что время для заморозки санкций выбрано неудачно. В протоколах еще чернила на нарисованных цифрах не высохли. Еще избирательные бюллетени сжечь не успели, а тут — нате вам, АГ, морковку! Приятного аппетита! И многие в Беларуси ничего, кроме хруста этой самой морковки на зубах правителя, и не слышат.
А ведь, согласитесь, логично было бы услышать, что за эти четыре месяца должно произойти в Беларуси, чтобы закрыть вопрос о списке плохих ребят. Без домашнего задания данное решение смахивает на подтанцовку у правителя, растянувшего меха гармони. Дорожная карта именно таким домашним заданием, по сути, и является. Это наше видение, как нужно решать не только проблему так называемых «санкций», но и вообще — как развернуть страну в сторону перемен и реформ.
Мы говорим о пошаговой стратегии. Сначала первый, потом второй, наконец, третий. Именно в такой последовательности! Нет первого — соответственно, нет и последующих. И все это в жесткой привязке ко времени.
Итак, первый шаг. Вернуть людям право выбора! Вернуть то, чего избиратель лишен последние 20 лет. Как это сделать? Внести изменения в избирательное законодательство и правоприменительную практику.
У политических партий и участников избирательных кампаний должно быть гарантированное право на представительство в избирательных комиссиях.
Во-вторых, прозрачная, открытая процедура подсчета голосов. Каждый бюллетень должен быть доступен для глаз наблюдателей и членов комиссий.
В-третьих, отмена либо жесткая регламентация досрочного голосования.
Возможно ли это?
При наличии политической воли эти изменения Палата в состоянии принять уже в ноябре за 15 минут. Для сравнения — бюджет страны осиливают за полчаса.
Нам говорят общеизвестное: нет воли! Ну, нет воли — значит, нет и кредитов, нет грантов, нет инвестиций, нет красной дорожки к Елисейскому дворцу. Не надо бояться принуждать авторитарных правителей к добрым, полезным делам. А возвращение права выбора миллионам граждан Беларуси таковым и является.
Важно отметить, что вышеотмеченные предложения — не чей-то каприз, не желание выторговывать себе какие-то особенные привилегии. Они целиком совпадают с предложениями БДИПЧ ОБСЕ, организацией, которая является признанным международным экспертом в данном вопросе.
Шаг второй — расширение пространства свободы. Нынешняя ситуация — это улица с одностороннем движением для власти, а для граждан — куда ни ткнись — кирпич, сплошные табу и ограничения. Как сделать этот шаг практически? Лично я не вижу ничего более эффективного, как сделать попытку вернуться на переговорную площадку, замороженную в 1999 году.
Тот формат «диалога», который происходит сейчас, создает иллюзию процесса, а на самом деле консервирует ситуацию. Возможно, кого-то и устраивает «диалог за закрытой дверью» — без повестки, без представителей сторонников перемен. Но это не наш выбор.
Некоторые эксперты и политики, не успевшие распаковать чемоданы после поездки в Брюссель, сам факт обращения к международному сообществу предают анафеме. Дескать, надо апеллировать к собственному народу. Так кто ж против? Но правда такова, что без ответственного международного посредника в нашей ситуации не обойтись. В противном случае все закончится игрой в наперстки.
В дискуссии о взаимоотношениях с властями не обойтись без радикальных позиций и суждений. Кого-то мутит от одной мысли, что с представителями режима надо сидеть за одним столом. Если бы такой подход доминировал в отношении террористов, захвативших заложников, то количество смертей возросло бы стократно. Никто не зовет обниматься, но думать о стране и интересах девяти с половиной миллионов граждан можно и нужно. Можно разговаривать и не подавая руки. (Сравнительный анализ ситуации 1999 и 2015 гг. — это тема отдельной статьи).
Шаг третий — провести свободные, честные (или хотя бы относительно, как в 1995 году) выборы в парламент.
Ну, вот и все... Три шага. Мне кажется, это и своевременно, и актуально. А когда еще поднимать эти вопросы, как не в условиях жесткого экономического кризиса и острой потребности в новых кредитах для решения старых проблем, как не в период, когда ситуация на протяжении четырех месяцев будет колебаться на чаше весов.
Авторы дорожной карты — не марсиане. Это наша политическая позиция. Это то, за что мы готовы и намерены бороться. Без возвращения права выбора и расширения пространства свободы реформы нереальны и перемены к лучшему невозможны.
Свежий пример далекой по километражу, но близкой по ситуации Мьянмы свидетельствует, что цели надо ставить большие, даже если дорога к ним долгая и трудная.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?