«Белой Руси» уже отвели значительную роль на выборах в парламент

Председатель ЦИК считает, что значительная роль «Белой Руси» на предстоящих выборах может объясняться...

Лидия ЕрмошинаБоевым крещением для создаваемой пропрезидентской организации «Белая Русь» могут стать парламентские выборы 2008 года. К этому времени «Белая Русь» уже будет иметь республиканский статус, а, возможно, если того потребует ситуация, и переформатируется в партию власти.

Но даже если «Белая Русь» останется в статусе общественной организации, то принять самое активное участие в выборах это ей не помешает. Законодательство не позволяет общественным организациям выдвигать на выборы своих кандидатов, но поддерживать других, агитировать — не запрещает. К тому же, в нашей выборной системе есть и другие «проблемные зоны», которые безболезненно для власти могут закрыть члены «Белой Руси» — это избирательные комиссии и группы наблюдателей.

В общем, как заявила в интервью БелаПАН председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина, «Белая Русь» сыграет значительную роль во время проведения парламентских выборов-2008.

Председатель ЦИК считает, что значительная роль «Белой Руси» на предстоящих выборах может объясняться и тем, что в объединение «уже сейчас включены и <...> будут работать люди видные как в стране, так и в регионах». «Любая авторитетная личность, которая занимает еще и заметный пост в государстве и обществе, естественно, влияет на политические процессы, в том числе и на выборы», — заявила она.

Кроме того, по мнению Ермошиной, члены «Белой Руси» могут поддерживать своего кандидата и войти в состав его инициативной группы, как это делают представители БРСМ или профсоюзов.

Что касается циркулирующих в негосударственной прессе слухов о возможном переносе даты выборов на более ранний срок, то Лидия Ермошина о них «никогда не слышала даже в качестве вероятных, гипотетически».

Напомним, что ЦИК намеревается предложить президенту назначить парламентские выборы на 12 октября 2008 года. Осень, по мнению главы ЦИК, наиболее удобное время проведения выборов. «Дальше переносить нельзя, ближе — нецелесообразно», - заявила Лидия Ермошина.

Теоретически, считает она, парламентские выборы можно провести и раньше осени. «Но зачем? Мы стремимся, как и все остальные государства, проводить выборы осенью или весной. Весной выборы пришлось бы проводить уже в марте, так как апрель — неблагоприятный месяц, когда начинается бурный сельскохозяйственный период. Кроме того, парламент не доработает достаточно много», — подчеркнула она.

Перенос выборов на лето председатель Центризбиркома также назвала нежелательным. «Лето — мертвый политический сезон, технически очень трудный. Центризбирком уже выступал с предложением переноса на более ранний срок президентских выборов, так как они планировались на лето», — сообщила она. Кроме того, по словам Лидии Ермошиной, «большинство избирательных участков расположены в школах, которые с июня ремонтируются, готовятся к следующему учебному году; а учителя, которые активно задействуются в избирательных комиссиях, уходят в отпуска».

Что касается требований белорусской оппозиции и европейских институтов о демократизации избирательного законодательства Беларуси, то, по словам Лидии Ермошиной, никакой нужды в проведении переговоров и конференций по вопросам изменения избирательного законодательства сейчас нет. «Отсутствует сам предмет для обсуждения», — считает глава ЦИК.

Тем более, если идет речь о переговорах с оппозицией. По мнению Ермошиной, переговоры «могут проводиться только равными сторонами, людьми, которые занимают один и тот же властный рейтинг». А оппозиционные партии сейчас находятся в тупике, считает Ермошина. «Их позиция в обществе слабее, чем это было 10 лет назад. Можно говорить об определенном кризисе, по крайней мере, это наблюдается из публикаций и тех персоналий, которые приходят участвовать в выборах», — отметила глава ЦИК.

Единственной вероятной формой обсуждения изменений в избирательное законодательство может стать организация каких-либо конференций, отметила Л.Ермошина. «Однако пока никаких специальных идей, предложений и подготовки по этому поводу нет», — заявила руководитель Центризбиркома

Л.Ермошина напомнила, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов, сразу после принятия Избирательного кодекса, такие конференции были достаточно популярны. Их организовывала группа ОБСЕ. Но они показали, заявила председатель Центризбиркома, что «это тоже путь достаточно бесплодный, т.к. ничего кроме совместного обсуждения это не приносило».

К тому же, у Центризбиркома весьма скептическая позиция относительно сотрудничества с ОБСЕ. Как заявила Лидия Ермошина, ЦИК не считает перспективными предложения ОБСЕ по проведению выборов и на данный момент их серьезно не рассматривает.

«Сколько бы нам не предлагали, пока я нахожусь в Центральной комиссии, я буду отстаивать принцип, что на выборах в партнерстве наблюдатель и избирательная комиссия всегда главной будет избирательная комиссия», — сказала Ермошина. Избирательная комиссия, считает она, это «орган, который отвечает за выборы, а наблюдатели ни за что не отвечают». «Естественно, поэтому у избирательных комиссий должны быть преимущества и в принятии решений, и в осуществлении всего организационного процесса», — уверена Л.Ермошина.

Белорусское избирательное законодательство закрепляет все основные международные принципы, которые требует БДИПЧ ОБСЕ, отметила глава ЦИК. Она считает, что если сравнивать постатейно избирательное законодательство стран СНГ и Европы, то «преимущество будет на стороне стран СНГ, которые имеют более современное законодательство». Также, по словам Ермошиной, страны Содружества в избирательном законодательстве употребляют принципы, которые требует ОБСЕ, «например, принцип наблюдения за выборами, который отсутствует в большинстве западных государств».

Председатель Центризбиркома отметила, что ОБСЕ «предлагает так много, и постоянно эти предложения меняются, что трудно сказать, где их истинные предложения». «Все должно быть гармонично, одно предложение должно дополняться другим. Поскольку многие предложения противоречат друг другу, то о чем можно говорить?» — считает Лидия Ермошина.