Памятники архитектуры не в парадигме мышления власти
Наиболее яркий пример варварского отношения к архитектурным памятникам можно увидеть в Гродно, где проводится реконструкция исторического центра...
Белорусская ассоциация журналистов объявила о начале медиакампании «Журналисты за историческое наследие». Цель — привлечь внимание общественности к проблеме сохранения, реставрации и охраны памятников национальной истории и культуры. По мнению известного культуролога Сергея Хоревского, в Беларуси складывается драматическая ситуация в области сохранения исторических памятников.
«Ситуация сегодня гораздо хуже, чем была в советское время, по причине падения уровня контроля за охраной памятников. За последние 20 лет были уничтожены десятки памятников архитектуры, уничтожались уникальные ансамбли целых улиц, — сказал эксперт. — Сегодня в связи с новыми темпами строительства и с новыми проблемами, которые повлекла за собой смена форм собственности, реально охраной памятников в нашей стране никто не занимается». Формально этим занимается Министерство культуры, отмечает Сергей Хоревский, но ему не хватает экономических средств и административного влияния на нарушителей закона.
Наиболее яркий пример варварского отношения к архитектурным памятникам можно увидеть в Гродно, где проводится реконструкция исторического центра города. Ряд зданий в районе исторической застройки (между улицами Ожешко, Карбышева, Ленина и Кирова) планируется снести и соорудить на их месте муляжи. 1 августа был разрушен флигель дворца вице-администратора, построенный в 1794 году.
По мнению Сергея Хоревского, многие чиновники не понимают значения слова «памятник». «Они считают, что если памятник не приносит прибыли, его можно уничтожить», — говорит культуролог. Белорусские власти, уверен Сергей Хоревский, забывают, что памятники в первую очередь существуют не для туристов. «Они существуют как коллективная народная память. Они — то, чем народ гордится, на чем воспитываются поколения», — сказал собеседник.
По его мнению, в Беларуси очень специфическое отношение к истории, сложившееся еще во времена СССР. «Тогда считалось, что вся история начинается с 1917 года, а все, что было до этого, изучалось плохо. Как результат, эти бывшие студенты-заочники, которые руководят страной, имеют смутное представление о национальной истории», — подчеркивает Сергей Хоревский. Забота о памятниках должна укреплять самосознание белорусов, чувство национальной идентичности и мотивировать интерес к истории культуры, традиций, религий в стране. «Но это не входит в идеологические задачи теперешней власти, — считает культуролог. — Деньги есть, но они тратятся не туда. В то время как уничтожается последнее, что было в Заславском историческом заповеднике, находятся средства, чтобы рядом сделать линию Сталина».
Говоря о ситуации в Гродно, Сергей Хоревский с сожалением отмечает, что общественность вряд ли сможет защитить исторический центр. Публичные акции, безусловно, привлекают внимание чиновников к проблеме, но… «Руководство не признает своих ошибок и не сделает обратных ходов. Признать свою ошибку — это смерти подобно для чиновников в Беларуси», — считает культуролог. Он отмечает, что у руководства страны свои приоритеты и эстетические критерии: «Строительство спортивных объектов, паркинга или магазина еще укладывается в их представления. А сохранность какого-то двухэтажного непрезентабельного на вид домика — это просто не в их парадигме мышления».
К тому же чиновников не устраивает, что археологические раскопки, реставрация и консервация требуют много финансовых средств и еще больше времени. «Местная власть стремится всячески показать свою деятельность, свою дееспособность и быстрыми темпами завершить то, что они называют «наведением порядка на земле», — говорит культуролог. Чиновники не могут и не желают понять, ради чего они должны годами ждать, пока специалисты изучат все досконально и вернут памятнику архитектуры первоначальный вид. «Власти хотят любыми средствами сымитировать бурный экономический рост и такие темпы строительства, чтобы создавалось впечатление, что мы опережаем всех, а выбранная нами политико-экономическая модель самая лучшая. Памятники же становятся жертвами приземленного мышления», — говорит Сергей Хоревский.
По его мнению, спасти историко-культурное наследие может передача памятников в частные руки. Такая практика принята во всем мире и оправдывает себя. «Государство не может за всем уследить, всегда будет казенное, формальное отношение, а культура будет финансироваться по остаточному принципу», — сказал культуролог.
Передача архитектурных памятников в частные руки дает куда больше гарантий, что здание не снесут или не доведут до аварийного состояния, а государство получит от этого прибыль и заодно снимет с себя материальную заботу о памятниках. «Но это возможно только при наличии очень ясных, прозрачных законов и жесткой системе контроля за состоянием архитектурных памятников в руках частных собственников», — подчеркнул Сергей Хоревский.
В качестве примера он привел ситуацию в соседней Литве, где очень строго следят за историческими памятниками. «При их восстановлении нельзя использовать современный материал, запрещено закрывать фасады большими вывесками, которые эстетически не соответствуют стилю здания. В Литве роль государства свелась к жесткому контролю со стороны органов охраны памятников, а реставраторы, архитекторы и историки следят за использованием этого памятника его собственником», — рассказал собеседник.
Он подчеркнул, что реституция и приватизация памятников архитектуры не является панацеей. Даже в самом либеральном государстве есть определенные памятники, которые не подлежат передаче в частную собственность, и за ними следит государство.
«Но, безусловно, без реституции и приватизации в Беларуси мы не решим эту проблему. Я уверен, что единственное спасение для большинства памятников архитектуры в нашей стране — это именно передача их в частные руки при условии жесткого контроля со стороны органов охраны памятников», — резюмировал Сергей Хоревский.
Обсудим?