На «Крестного батьку» Минск ответит римским папой
Информационная война Кремля против Лукашенко подтверждает древнюю истину: капля камень точит…
Чуда не случилось, хотя намедни белорусский президент любезно поздравил Путина с днем рождения. От Москвы нынче подарочки известные. Там внимательно изучили все филиппики белорусского официального лидера на пресс-конференции 1 октября — и продолжили мочилово. В минувшую пятницу НТВ влупило «Крестным батькой-4», а в воскресенье Первый канал дал свой ядовитый сюжет. Стреляющие по той же цели публикации в московской прессе стали уже обыденностью этой затяжной, окопной информационной войны.
«И кресты вышивает последняя осень…»
Четвертый фильм скандального сериала был, конечно же, отфильтрован при трансляции канала на синеокую республику в эфире и по кабелю. Но спутниковые тарелки не сшибешь. А интернет-публика скачала видео еще в обед, как только очередной разоблачительный блокбастер прокрутили на Дальний Восток.
К слову, вот вам лишнее доказательство того, что зря белорусские охранители грызли перья над указом № 60: интернет не прихлопнешь, кишка тонка. И вообще гиблое это дело — воевать с технологиями.
Выход «Крестного батьки-4» говорит о том, что Минску не удалось сгладить конфликт с Москвой, отметил в интервью БелаПАН эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. По его мнению, «конфликт руководства Беларуси и России перерос из конфликта личных отношений в политическую фазу».
Москва бьет в чувствительную точку, раскручивая тему пропавших оппонентов режима. В один ряд с фамилиями Захаренко, Гончара, Красовского, Завадского поставлено имя недавно трагически ушедшего из жизни журналиста Олега Бебенина.
В кадре появились новые персоналии — от бывшего бойца СОБРа, свидетельствующего на тему политических исчезновений, до отсидевшего пятнадцать месяцев в белорусской тюрьме адвоката Эммануила Зельцера, который указывает на тесные финансовые связи Минска с беглым олигархом Борисом Березовским.
И похоже, что этой серией Москва ставит не точку, а многоточие. По мере приближения президентских выборов в Беларуси почти гарантированно последуют новые, еще более убойные медийные залпы. Первый канал открытым текстом объяснил, что у руководства России, «терпевшей ради дружеских отношений 15 лет», ныне «терпение лопнуло».
Ну а у «Крестного батьки-4» подзаголовок и вовсе зловещий — «Последняя осень».
Капля камень точит
К слову, мажорные тезисы некоторых белорусских комментаторов типа «нас долбят, а мы крепчаем» — то бишь, что эти фильмы НТВ и прочие накаты якобы только укрепляют авторитет «батьки» — не подтверждаются. Это показал сентябрьский опрос НИСЭПИ.
О фильмах (при том что опрашивали еще до «Крестного батьки-4») знает полстраны — 50,6%. Из тех, кто знает, больше людей поверили, чем не поверили содержанию этих фильмов — 46,1% vs. 23,1%, подчеркивают аналитики НИСЭПИ.
«Баланс политического эффекта оказался также не в пользу президента», — добавляют они. Только 1,7% опрошенных (3,4% от осведомленных о содержании фильмов) стали относиться к официальному лидеру лучше, но тех, кто стал относиться к нему хуже, оказалось в несколько раз больше — 10,1% от общего числа респондентов, или 19,7% от числа знающих о фильмах.
Конечно, для трезвой оценки эффекта (некоторые оппозиционеры явно его преувеличивают) надо учитывать, что многие из зрителей сериала и до того не были пылкими сторонниками действующего главы государства. Так что они просто укрепились в своем отношении. Но, как показывает этот социологический зондаж, налицо и некоторое смятение в мозгах традиционного электората Лукашенко.
В целом, отмечают аналитики НИСЭПИ, «фильмы в определенной степени достигли своей цели и нанесли Александру Лукашенко имиджевые потери, которые составили несколько процентных пунктов».
Короче, сюжет этой информационной войны подтверждает древнюю истину: капля камень точит. Как пел Высоцкий, «в бою не бывает чудес». Чем интенсивнее и продолжительнее будет московская канонада, тем больше пробоин окажется в электоральной базе Лукашенко.
Две дразнилки — автокефалия и Ватикан
Вместе с тем, эти залпы окончательно разносят в щепки и проект «братской интеграции». Белорусское руководство теперь поостережется укреплять любые альянсы с Москвой из элементарного чувства самосохранения. Да уж, знаем мы вас: кось-кось — и за гриву!
Лукашенко прозрачно намекнул, что Таможенный союз и ЕЭП по московскому сценарию могут накрыться медным тазом: нас, мол, элементарно надули! Белорусское правительство в мыле прокладывает альтернативные маршруты поставки энергоносителей — и, отдадим должное, процесс пошел, над нефтью от Чавеса уже не хихикают, потому что он, в отличие от Москвы, не дерет пошлину.
Зашаталось даже святое — военное сотрудничество. Минск не стал отправлять десантников на грядущие маневры ОДКБ под Челябинском. Лукашенко на пресс-конференции 1 октября дал понять, что Москва сама ставит под удар судьбу своих военных объектов в Беларуси и единой системы ПВО. И вообще, ну какое, к черту, стратегическое партнерство, если на самом высоком уровне де-факто объявили друг друга предателями?
Лукашенко нащупал и еще одно болезненное место российских элит. В Стамбуле он демонстративно наведался к константинопольскому патриарху, возбудив пересуды о возможной подготовке к автокефалии Белорусской православной церкви. А на днях принял папского легата, и визит понтифика в синеокую республику уже не кажется фантастикой.
К слову, папский посланник Йозеф Томко в прямом смысле нашел общий язык со здешней паствой, обратившись к ней в столичном костеле Пресвятой Девы Марии с проповедью по-белорусски.
Перед телекамерой Александр Лукашенко подчеркнуто попросил гостя из Ватикана: «Прошу передать моему доброму, я надеюсь, другу, папе римскому Бенедикту XVI самые добрые пожелания».
Главное же — не слова, а дела: Минск и Ватикан готовят конкордат.
Короче, получай, Москва еще и конфессиональный вызов на «канонической территории»! Вы нас — «Крестным батькой», а мы вас — римским папой!
Станция, которую белорусы проехали
Ясен пень, тут не обходится без доли фронды, но в целом процесс дистанцирования официального Минска от Кремля идет несомненно.
И это уже тренд, который трудно, почти невозможно остановить. Смоделируем варианты.
Если Лукашенко когда-то назначит преемника из своих, то наверняка накажет держать с Москвой ухо востро, иначе-де съедят без соли и не подавятся. Дистанцирование продолжится и усилится хотя бы ради спасения власти правящей верхушки.
Если же к власти приходит некто из иного лагеря, не обязательно даже «радикальный» оппозиционер, то — тем более! Поскольку новый лидер не будет скован ни обязательствами, ни имиджем пламенного интегратора, тут же будут извлечены серьезные геополитические уроки из трудного опыта рискованных интеграционных игр эпохи Лукашенко. Фальшивые союзные проекты этой эпохи будут похоронены окончательно.
Шансы же, что в результате неких закулисных ходов или социальных катаклизмов на гребне волны в Беларуси окажется политик, зовущий влиться в братскую Россию, невелики и неумолимо тают. Эту станцию белорусы, похоже, уже проехали.
Обсудим?