Государство само подталкивает стройорганизации к серым схемам

Экономисты исследовали коррупцию в строительстве, назвали ее предпосылки и способы борьбы.

Фото jglconsultant.com. Изображение носит иллюстративный характер.

Некоторые строительные организации Беларуси допускают использование серых схем.

Об этом говорится в международном исследовании «Корпоративное взаимодействие в борьбе с коррупцией и уклонение от уплаты налогов в строительном секторе». В нашей стране оно проводилось Белорусским экономическим исследовательско-образовательным центром (BEROC).

В рамках исследования в начале этого года был проведен опрос 50 компаний строительной отрасли. В Минске было проинтервьюировано 20 предприятий, в каждом областном центре опрошено по шесть предприятий. Основная часть респондентов имела частную форму собственности, государственные предприятия составили четвертую часть участников опроса.

 

Скрытые доходы, зарплаты в конвертах, псевдофирмы, откаты

Согласно результатам опроса, более 60% респондентов отметили, что часть доходов некоторые строительные организации получают в скрытой форме. Около 50% опрошенных предприятий считают, что строительные компании далеко не всегда показывают действительное количество работников.

«Таким образом, определенное количество нанятых людей могут быть трудоустроены неофициально», — говорится в финальном отчете.

В ходе опроса также выяснилось, что для строительной отрасли существует проблема выплаты заработной платы в конвертах. Согласились с данным утверждением около 50% опрашиваемых компаний. Чуть больше четверти считают, что доля скрытых заработных плат как в 2015-м, так и в 2016 году варьировалась в диапазоне от 21% до 50%. Часть респондентов заявила, что неофициальные выплаты сотрудникам могли достигать и более 50% от общего объема выплат. Такую вероятность в 2015 году отметило 12%, а в 2016 году — 14% компаний.

Кроме того, около 60% респондентов считают, что часть производства отрасли осуществляется незарегистрированными компаниями.

«Это означает, с одной стороны, недополучение налогов для государства, а с другой — отсутствие какого-либо контроля за деятельностью таких псевдофирм», — полагают авторы исследования.

В качестве примера такого нелегального производства они приводят оказание услуг по ремонту квартир и частных домов незарегистрированными официально строительными бригадами.

«Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что белорусский бюджет лишился части поступлений в виде налогов на доходы компаний, социальных взносов и налогов с заработной платы за счет занижения фирмами строительной отрасли официальных доходов, совокупного фонда оплаты труда, а также неофициального найма части сотрудников», — отмечается в исследовании.

Что касается вопросов, непосредственно связанных с коррупционными схемами, то на них согласились ответить не все из опрашиваемых компаний.

На вопрос о доле дохода, который платится фирмами неофициально для урегулирования различных вопросов, более 30% респондентов отметили, что эта доля может достигать 10%. Часть компаний ответили, что неофициальные выплаты могут составлять и до 30% дохода.

Примерно аналогичное разделение ответов было получено на вопрос о доли контрактной стоимости, которая обычно предлагается компаниями в виде неофициальных платежей для получения государственного заказа. Отказались отвечать на данные вопросы более четверти опрашиваемых компаний.

 

Что способствует коррупции и как ее победить?

Основными предпосылками для развития коррупции в строительной отрасли авторы исследования считают противоречивость и изменчивость законодательства, сложность оформления необходимой документации для участия в тендерах по государственным закупкам, субъективность процесса закупок, большое количество проверок сдаваемых объектов на соответствие законодательству, наличие большого количества субподрядных организаций, которые могут работать в рамках одного проекта.

Для борьбы с коррупцией они рекомендуют упростить и стабилизировать законодательство, свести к минимуму человеческий фактор при осуществлении государственных закупок путем автоматизации процесса, текущий контроль за соблюдением законодательства при сдаче объектов поручить независимым организациям, внедрить идентификационные карточки для каждого работника и нанимателей.

Как уверена один из авторов исследования, научный сотрудник BEROC Анастасия Лузгина, прозрачность на рынке, создание благоприятной экономической и регуляторной среды для предприятий, а также совершенствование контроля будут стимулировать добросовестную конкуренцию в строительной отрасли.