Белорусская сетевая революция: по ком звонит будильник?
Хотя летняя волна молчаливых протестов, похоже, пошла на спад, морально-психологическая победа белорусского интернет-авангарда налицо…
Фишкой очередного тура белорусских молчаливых протестов должны были стать синхронные звонки будильников на мобилах. Они оказались слабее аплодисментов. С другой стороны, и хапун оказался не столь масштабным.
Боевая ничья или пиррова победа властей? А может, вообще сыгран только первый тайм?
Кибервойна и хапун
Ясен пень, не от хорошей жизни организаторы «Революции через социальную сеть» стали экспериментировать с форматом и сюжетом. Ведь органы, выйдя из ступора после первых акций, принялись массово винтить и за хлопанье в ладоши, и просто по принципу «морда твоя не нравится».
Короче, молодым людям с рюкзачками стало опасно ходить в среду по центральным улицам «государства для народа». Впрочем, в точках сбора под раздачу успешно могли попасть и инвалид, и ничего не подозревающий пенсионер на лавочке: а не фиг сидеть где не надо!
Чтобы минимизировать задержания, организаторы «Революции через социальную сеть» опробовали в столице 13 июля очередную новацию. По замыслу, участники концентрировались возле торговых центров, а потом, добравшись до станций метро «Площадь Победы» и «Академия наук», двинулись двумя потоками навстречу друг другу по проспекту Независимости.
Финальный аккорд вместо ставших рискованными аплодисментов — хор звонков на мобильниках ровно в 20.00 на площади Якуба Коласа. В итоге там собралось несколько сот человек. Звонки, по большому счету, утонули в шуме городском. Меньше народу было и на площадях других городов.
Милиционеры в форме и тихари на сей раз превентивно барражировали возле универмагов и гипермаркетов. Впрочем, в рядах блюстителей, мобилизованных на борьбу против виртуального поветрия, — не только люди большой физической культуры в прикидах а-ля гопник. Даже Александр Лукашенко в прошлом месяце хвалился, что в органы набрали крутых спецов: «У нас есть подготовленные ребята в государственных структурах. <...> Они владеют разными методами. Мне недавно доложили: была атака на сайт президента. И что наши ребята? Защитили. Очень классные люди».
Так что ныне по средам разгорается еще и кибервойна. В паутине активизируются тролли и провокаторы, пытаясь сбить с панталыку контингент сетевых революционеров.
А после обеда 13 июля сайт «ВКонтакте» — гнездо виртуальных бунтарей — вообще перестал грузиться по всей Беларуси. Народ был вынужден выходить на страницу через анонимайзеры. Но и тут ждала ловушка — фальшивые анонимайзеры, которые к тому же крали пароли пользователей.
А вы говорите — отсталая диктатура!
У власти отняли «бурные и продолжительные»
Что же в сухом остатке после акции 13 июля?
По мнению политического аналитика Юрия Дракохруста, о положительной динамике в плане масштабов кампании протеста говорить не приходится. «Это или спад, или пауза», — отметил эксперт в интервью для Naviny.by. Ему представляется, что хор будильников не стал выразительным знаком, ярким символом.
Добавим: в итоге участникам акции, рассредоточившись, слившись с фоном, частично удалось избежать хапуна. Но ослаб визуальный эффект, а сама «революция аплодисментов» превратилась в сложную игру-бродилку для продвинутых.
«Для «картинки» распределенная акция, конечно же, хуже, — отметил в комментарии для Naviny.by блогер с политтехнологическим опытом Сергей Чалый. — Хуже для журналистов».
В целом же он считает, что организаторы достигли немалого. Да, отмечает аналитик, это пока не революция как таковая, но «попытка играться с форматами мобилизации».
Гулянья под грифом «мы же ничего не нарушаем» понижают степень персонального страха участника, полагает аналитик. Конечно, это не спасает часть публики от автозаков, но власти «приходится прибегать к массовым безадресным задержаниям», что опускает ее авторитет ниже плинтуса, в том числе и среди аполитичных обывателей.
При этом вдохновителям проекта «молчаливой революции» удалось перевернуть сакральные для правящего класса смыслы. Так, аплодисменты из похвалы генеральной линии превратились в вызов режиму.
И еще: как бы ни хотелось высокому начальству навесить на участников молчаливых протестов замусоленный ярлык «кучки отморозков», в этом формате на улицы выходит явно новая публика. «Это уже не заклейменные миллион раз «оппы», это народ», — говорит Сергей Чалый.
«Результат — привлечение тех, кто не был традиционным участником уличных выступлений, и развенчание мифа о народности власти. Идет процесс избавления общества от иллюзий и страха», — резюмирует собеседник Naviny.by.
Ряд комментаторов склоняются к выводу, что, по большому счету, эта первая волна интернет-революции разбилась о гранит полицейского государства с его давно обкатанным репрессивным арсеналом.
Комбинированная метода властей (превентивное давление на администраторов виртуальных сообществ, механические преграды типа турникет, альтернативная попса и «агросекс на площади», наконец — простой и надежный хапун) дала эффект (хотя и поверхностный). Протесты раздроблены.
Плюс «усталость металла», считают некоторые наблюдатели. Молчаливая революция изначально хромала незавершенностью идеи. Нельзя всякий раз выходить под хапун ради игры, пусть и политической. Сейчас молодежь разъедется на каникулы и пр.
Другое дело, что для режима это частичное умиротворение может оказаться пирровой победой. Власть с ее неадекватной реакцией и срывом в анекдотизм понесла немалые имиджевые потери. Что может аукнуться позже.
Ленин: брать телефон, телеграф… интернет?
Юрий Дракохруст обращает внимание на то, что, если судить по предварительным данным, власти 13 июля в целом несколько снизили брутальность действий. «Это несомненное завоевание, за которое люди, выходившие на улицу, дорого заплатили», — отметил аналитик.
По его версии, в правящей верхушке, возможно, усилились трезвые голоса, прорезалось понимание, что привычные разухабистые действия силовиков по принципу «раззудись, плечо! размахнись, рука!» наносят неприемлемый урон репутации самой власти. Короче, наверху, вероятно, почуяли, что «неадекватная жестокость может возвратиться бумерангом».
К слову, на днях даже генпрокурор Григорий Василевич слегка попенял силовикам. 13 июля милиционеры частично представлялись и поначалу старались относительно мягко зачищать места сбора: цигель-цигель, ай-лю-лю!
Однако в итоге без хапуна (в частности, на столичной площади Якуба Коласа) не обошлось: хватательный рефлекс — штука сильная! Ну и прицельно атаковали прессу, особенно снимающую. Ясное дело, война с будильниками — уж больно анекдотичная картинка!
И хотя эта летняя волна молчаливых протестов, похоже, пошла на спад, морально-психологическая победа белорусского интернет-авангарда налицо.
А вообще, «интернет-революция» — это лишь красивая метафора. Когда речь идет о лавинообразных феноменах типа «арабской весны», то причина не в том, что в края кочевников пришли сервисы всемирной паутины, а в том, что анахроничные режимы довели широкую массу до состояния «кипит наш разум возмущенный».
Другое дело, что коммуникация — это нерв революции. Недаром Ленин советовал захватывать в первую голову телефон и телеграф. Теперь он сказал бы захватывать интернет.
Молчаливые акции в Беларуси показали потенциал социальных сетей, современных технологий. Он может быть востребован, например, в случае горячей осени.
А она вполне вероятна. Что-то не больно налетают купцы на белорусское «фамильное серебро». «Газпром» отложил переговоры насчет покупки второй половины «Белтрансгаза». И другие российские компании подчеркивают, что не так уж и падки на белорусские активы. Время работает на них. Да, это хитрый торг, но деньги на умиротворение масс нужны белорусскому начальству здесь и сейчас!
Иначе по осени возмущение может выплеснуться на улицы через проходные. И если на опыт сетевой организации протестов наложится волна бунта материально мыслящих пролетариев — мало не покажется.
Обсудим?