Опросы общественного мнения станут «дороже» для независимых социологов?
За незаконное проведение и публикацию результатов опросов, касающихся общественно-политической ситуации в стране, республиканских референдумов, выборов, планируется ввести штрафы…
Над социологами сгущаются новые тучи. В конце июня белорусский парламент принял поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за незаконное проведение опросов общественного мнения. Однако эксперты полагают, что работу независимых социологов это нововведение не парализует.
За незаконное проведение и публикацию результатов опросов, касающихся общественно-политической ситуации в стране, республиканских референдумов, президентских и парламентских выборов, законодатели ввели штраф до 20 базовых величин, а для юридического лица — до 100.
Власти давно точат зубы
Стоит отметить, что еще в 2002 году было принято постановление Совета министров, которое обязывало любую организацию, претендующую на проведение электоральных исследований, получать аккредитацию в Комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси. Но независимые социологи обходили это формальное препятствие.
Так же они будут обходить и новые рогатки, хотя и не без издержек, полагает ряд экспертов. К тому же могут пострадать негосударственные СМИ, использующие данные независимых исследований.
Политолог, эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Литва) Сергей Николюк отмечает, что при большом желании власти, конечно, могут не только существенно осложнить работу независимых социологов, но и вовсе прервать ее.
«Если власть хочет что-то запретить, то она это сделает, — сказал Николюк в интервью БелаПАН. — Понятно, почему это происходит — власть решает свои тактические задачи, но стратегически потом оказывается в тяжелом состоянии, отказываясь от авторитетного, пусть и неугодного ей мнения».
Николюк пояснил, что при всем неудобстве для власти независимые социологи проводят важные для изучения общества исследования.
Говоря о принятых парламентом поправках, Николюк отметил, что подобная политика властей наблюдается во всех сферах. «Например, наши законы не запрещают открыть общественно-политическую газету, но вы попробуйте это сделать в реальности, — рассуждает собеседник. — У нас имитационный режим — вроде законами все разрешено, все хорошо, но на практике получается по-другому. Тут ничего нового, отдельно для социологов, нет».
В то же время политолог BISS Андрей Елисеев считает, что после принятия изменений в КоАП для незарегистрированных организаций мало что изменится. Тот же НИСЭПИ в Беларуси ликвидировали еще в 2005 году, однако институт продолжает ежеквартально проводить свои опросы в стране.
«Мне кажется, что по большому счету те организации, которые не зарегистрированы и не получали разрешения на проведение опросов, и дальше продолжат свою деятельность, — сказал Елисеев в интервью БелаПАН. — Просто вырастут издержки на проведение опросов. Часть средств, возможно, будет уходить на оплату штрафов. В некоторой степени это может отрицательно сказаться на профессиональной деятельности».
Кроме того, могут еще возникнуть и трудности с поддержанием сети интервьюеров — людей, которые непосредственно проводят опросы. Но в целом работа независимых социологов не претерпит сильных изменений, полагает политолог.
НИСЭПИ между двух огней
Однако в связи с непростыми условиями работы в Беларуси к независимым социологам, и в частности к тому же НИСЭПИ, оппозиционные политики и активисты нередко предъявляют претензии, ставя под сомнение качество и достоверность данных, получаемых в ходе опросов. Причем нередко в весьма резкой форме, с обвинениями в продажности, подыгрывании властям.
Один из последних подобных скандалов разразился совсем недавно. На июльской конференции в Варшавском университете бывший глава Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич обвинил основателя НИСЭПИ Олега Манаева в пособничестве режиму. Мол, Манаев «хорошо знает, что не может быть никакой социологии в условиях диктатуры. И когда надо, чтобы диктатору было приятно, он на следующий день после выборов говорит, что Лукашенко поддерживают 52-53% белорусов».
Манаев, который долго возглавлял НИСЭПИ и чей имидж поныне прочно связан с институтом, такие обвинения в свой адрес получал уже неоднократно и реагирует на них достаточно спокойно.
В частности, в ходе онлайн-конференции на сайте белорусской службы «Радио Свобода» 23 июля известный социолог обратил внимание на то, что когда результаты опросов НИСЭПИ устраивают оппозиционных политиков, те их активно используют «в своих программах, при контактах с западными коллегами и донорами». Когда же цифры не нравятся — «не просто их игнорируют, но обвиняют социологов в измене».
Манаев подчеркнул и такой показательный момент: когда результаты исследований НИСЭПИ устраивают оппозиционных политиков и иных критиков, то никто не говорит о «факторе страха», из-за которого белорусы якобы не в состоянии честно отвечать на вопросы социологов.
Политолог Андрей Елисеев отмечает, что подобная критика в адрес социологов, как правило, слабо аргументирована. «Неправильно критиковать и выдвигать подобные обвинения только потому, что кому-то что-то кажется или кого-то не устраивают полученные данные, — сказал собеседник. — Необходимо все же подводить научную базу под такие обвинения. Например, если результаты одного исследования категорически не совпадают с данными опроса, который провел другой социологический центр, тогда могут возникнуть вопросы и критика будет оправданна».
Елисеев допускает, что основная цель тех, кто сейчас критикует профессора Манаева, — подорвать доверие к НИСЭПИ, дискредитировать неудобные для них данные.
В свою очередь, Сергей Николюк отмечает, что социология — это прежде всего наука об обществе. «Когда говорят, что в авторитарных государствах социологии быть не может, имеют в виду, что в авторитарных государствах нет общества и там нечего изучать? Нет, на самом деле, люди сводят науку об обществе к вопросу о рейтингах», — подчеркнул он.
По словам Николюка, очень многим белорусским политикам знания об обществе и не нужны. «Когда они сами выстраивают какие-то свои собственные теории, сводят социологию исключительно к рейтингу, спорить с ними просто бесполезно, потому что кроме одной цифры они ничего не видят и не хотят видеть», — уверен эксперт.
При этом Николюк подчеркивает, что политики, которые не разбираются в тонкостях проведения опросов и обработки данных, «создали свои мифы, главный из которых — что суть политического процесса в Беларуси заключается в противостоянии власти и оппозиции». На самом деле «процессы идут совершенно другие», но знать этого политики не хотят, полагает Николюк.
Кроме того, продолжает он, человеку свойственно принимать ту информацию, которая подтверждает сложившуюся у него картину миру, и отвергать ту, которая с ней не совпадает. «Люди, у которых есть четко выраженные интересы, в том числе и политические, из всего потока информации вылавливают ту, которая подтверждает их видение. В картине мира у каждого самое главное — это мы сами и наша значимость. Информация, которая подтверждает нашу значимость, считается правильной», — резюмировал эксперт.
То обстоятельство, что НИСЭПИ периодически оказывается между двух огней, подвергается критике как со стороны оппозиции, так и со стороны властей, Николюк склонен расценивать как «позитивный момент в работе института», свидетельство его неангажированности.
Обсудим?