Другие материалы рубрики «Политика»
-
Майдан дал белорусским властям мандат на разгон Плошчы
Белорусская оппозиция оказалась в украинском капкане… -
Независимость Беларуси. Лукашенко уперся в тупик
Идентичность, которую рисовал Лукашенко, что Беларусь — это оазис бывшего СССР, из которого взято самое лучшее, работала достаточно эффективно…
- Лукашенко: настало время серьезной ротации кадров
- Упрощение и отмена визового режима: Беларусь ведет переговоры примерно с 15 государствами
- Глава МИД: ситуация в Украине вышла на международный уровень
- ОГП создает центры по работе со сторонниками демократических перемен
- Алесь Логвинец: Беларуси необходима критическая масса людей, для которых независимость не пустой звук
- Хроника правления Александра Лукашенко. 20 лет у власти
- Лукашенко: с нами все считаются!
- «Вопрос недели». Сколько еще Лукашенко будет у власти?
- Документальный фильм «Александр Лукашенко. Первые сто дней президентства»
- «Лучше быть диктатором, чем голубым». Лучшие афоризмы Лукашенко за 20 лет
Политика
Крымские уроки для Беларуси. Как защититься от российских интересов
Едва ли не внимательнее всех за ситуацией в Крыму наблюдают из Минска. Ведь кто может гарантировать, что в будущем России не захочется защитить от неожиданной демократизации русскоязычное население и в нашей стране?
Да, вероятность такого развития событий крайне низка. Но тот факт, что вся белорусская оборонная система построена из расчета на невозможность конфликта с восточной соседкой в принципе, должен беспокоить власти, которые ответственны за безопасность страны. Особенно учитывая, что Россия стоит на пороге второго за последние годы военного конфликта со своими соседями.
Независимые эксперты убеждены: перемены в подходе к своей военной безопасности Беларуси нужны, но нынешняя власть едва ли на них способна.
Войны не получится
Военный эксперт Александр Алесин считает, что, в случае чего, от российской интервенции Беларусь не сможет уберечься: «Ни наши военнослужащие, ни население, ни генералитет, ни старшие офицеры не готовы к войне против российской армии. Это в принципе невозможно».
«И численное преимущество велико, и вся наша военная инфраструктура завязана на Россию», — поясняет эксперт.
«Кроме того, чтобы молодой солдат воевал против того или иного противника, его нужно готовить с молодых ногтей. Мы помним и пионеров, и бойскаутов в Англии, и, извините за пример, «Гитлерюгенд». То есть будущих призывников должны готовить. У нас и СМИ, и школа, и общественное мнение не готовят, и не дай бог, к возможному военному конфликту с Россией», — отмечает Алесин.
Белорусские генералы учились и служили вместе с российскими, они люди одной формации, убежден собеседник Naviny.by.
Стоит напомнить и о двух российских базах в Беларуси: радиолокационной станции предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичах и узле связи российского ВМФ в Вилейке. Вовсю идет формирование третьей — авиабазы в Лиде. А ведь именно наличие в Севастополе российского Черноморского флота стало тем плацдармом, который позволил российских военным обозначить интересы Москвы в крымском конфликте.
«Поэтому в случае возникновения конфликта, войны не будет. Будет занятие нашей территории российскими войсками», — резюмирует Алесин.
Как построить самостоятельную оборону?
По мнению старшего аналитика BISS (Вильнюс) Дениса Мельянцова, два основных вывода из этой ситуации для белорусской власти состоят в том, что Запад не приходит на помощь так быстро, как того хотелось бы, и что «российского медведя не стоит дергать за усы».
«Необходимо проводить очень взвешенную политику по отношению к России и не обольщаться возможностями сотрудничества с Западом и не ждать от них быстрой помощи, если что», — так описывает белорусский политолог основное резюме крымского конфликта.
По мнению Дениса Мельянцова, вероятно, что власти будут уделять большее внимание территориальной обороне: «Главными должны быть территориальные силы, обороняющие конкретную территорию, по примеру Швейцарии. На случай конфликта там есть планы быстрой мобилизации населения. Ставка делается не на силы армии, а на оборону территории силами самих граждан».
«Если исходить из той концепции, что Беларусь придерживается нейтралитета, было бы разумно не создавать никаких единых группировок войск ни с какой страной, в том числе с Россией. Необходимо иметь самостоятельную противовоздушную оборону, а не объединенную с РФ. Необходимо иметь планы обороны страны не только с западного направления, но и с восточного», — подчеркивает политолог.
По оценке Дениса Мельянцова, это требует «пересмотра той концепции, которая была принята, потому что мы фактически являемся частью западной группировки российских войск».
Как считает Александр Алесин, подобный пересмотр невозможен в рамках действующей договорной базы с Россией.
«До тех пор, пока мы находимся в рамках соглашений о безопасности с Россией, это невозможно. В случае если будет смена ориентиров с Востока на Запад и желание нейтрального статуса, то, конечно, необходимо заключение договорных отношений о безопасности и обороне со странами Запада», — отмечает эксперт.
«Наша система обороны не является самостоятельной, а только лишь частью российской. Инфраструктура вытачивалась с царских времен, здесь был передовой рубеж обороны, самая густая сеть железных дорог, система фортификаций», — поясняет Алесин. По его мнению, для перестройки всей системы нужны десятки миллиардов долларов.
«Эта перестройка концепции очень дорогостоящая, — согласен Денис Мельянцов. — Учитывая к тому же, что мы получаем вооружение по льготным ценам из России, то для нас это будет вряд ли приемлемо».
Помыслы о НАТО пресекут в зародыше
Таким образом, строительство самостоятельной системы обороны Беларуси сейчас не под силу, а значит, речь может идти только о переориентации с одного блока на другой. В свое время прибалтийские государства успели заскочить в этот вагон, чем фактически обезопасили себя от рисков с Востока.
«Многие страны бывшего соцлагеря выбрали военную специализацию в рамках НАТО, это гораздо более дешевый вариант. Но я не думаю, что это путь для Беларуси, потому что интеграция Беларуси в евроатлантические структуры вызовет такую же реакцию, которую мы сейчас наблюдаем по отношению к Украине», — подчеркивает Мельянцов.
Согласен с ним и Александр Алесин: «Я других вариантов не вижу. Таким странам, как наша, невозможно противостоять России в военном вопросе только путем коалиций. Но я не хочу давать советов, которые нельзя исполнить. Россия не допустит даже начала переговоров по этому поводу, будет тот самый крымский вариант».
На что способна белорусская власть?
По мнению Дениса Мельянцова, отношение властей к ориентации своей системы безопасности может смениться в двух случаях.
«Если случится полномасштабный конфликт России с Украиной, то это будет мощным стимулом и для Беларуси, и для Казахстана, и для других российских союзников, чтобы задуматься о полной независимости собственных вооруженных сил», — считает политолог.
Вторым вариантом, по его мнению, может быть усиление экономического и общего кризиса в России:
«Если в России произойдут серьезные изменения: например, нефть кончится или сильно упадет цена на нее, Россия не сможет обеспечивать вооруженные силы своих союзников, предоставлять льготное вооружение. Тогда нужно будет задумываться, каким образом перестраивать свою армию, если на Россию нельзя будет надеяться и не в финансовом, и не в военном плане».
Александр Алесин не верит в возможность подобных метаморфоз в сознании белорусских властей:
«Это невозможно при сегодняшнем политическом режиме. Он существует только потому, что он ведет постоянный геополитический торг с Россией. Самим фактом своего существования белорусская власть обязана тому, что Россия рассматривает ее в качестве союзника и платит ей за это деньги».
И здесь возникает самый главный вопрос. В почти невероятном случае российской интервенции с целью защиты ею своих геополитических интересов в Беларуси, на чьей стороне будет сегодняшняя власть?
Последние Комментарии